Дома 19 века – это характерный признак новой эпохи развивающегося капитализма. В это время облик больших городов России сильно менялся. Технический прогресс и крепнущий новый класс – крупное купечество, владельцы фабрик и заводов ставили перед архитекторами новые задачи. Строились новые типы зданий, вокзалы, большие магазины, зрелищные сооружения: театры, цирки. Капитализм в архитектуре характеризовался и появлением в городах доходных многоквартирных домов.
Дома 19 века
Вам будет интересно:Средневековые гравюры: фото, описание особенностей
Российское общество XIX века было сословным, это влияло на дома, в которых проживали их представители. Многое зависело и от местности проживания. Можно выделить основные категории жилых строений этого времени:
- Дворянская.
- Купеческая.
- Мещанская.
- Крестьянская.
- Доходная.
Каждая отличалась своими особенностями, которые зависели от быта представителей сословия, от достатка и предназначения. Так, существовали городские, сельские дома и особняки, загородные усадьбы. Новым было появление в окрестностях городов дачных домов, куда выезжали в летний сезон. Количество жителей в городах постоянно увеличивалось. С этим связано появление в конце XVIII века доходных домов, строительство которых в XIX веке получило бурное развитие.
Вам будет интересно:»Архиважно» — это как понимать?
Россия — страна с огромным количеством лесов. Поэтому большинство домов были деревянными. Это еще и было обусловлено холодным климатом. Дома из дерева были теплыми и добротными. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах, на юге России строили жилье XIX века из камня.
Отделка и меблировка
Разнообразные породы дерева, такие как вишня, берёза, ясень и сосна – изрядно разнятся как по текстуре, так и бюджету, и настоящий массив дерева (особенно дуб) может показаться внушительным по цене. Разбавить полностью деревянные поверхности не только эстетически привлекательно, но ещё бывает практично.
Материалы-компаньоны для отделки поверхностей:
- Изразцы. Отделка части стены в зоне камина, кулинарной зоны кухни.
- Беленая штукатурка – добавит света и простора.
- Натуральный камень (гранит, мрамор) – подчеркивает структуру дерева.
Творческим владельцам понравится идея самостоятельно состарить или реанимировать подходящие образцы. Современные подручные средства (есть даже готовые наборы, например, для декупажа), лаки и краски со всевозможными эффектами (кракелюр, патина) выводят процесс на новый уровень. Позволяют создать самостоятельно тот самый ценный антикварный объект, придающий помещению особый колорит: посудная горка, комод, шкаф, сундук.
Совет. Продумайте не просто ниши, а экраны, дверцы, скрывающие необходимую технику для полного соответствия и гармонии.
Для кухни в таком своеобразном исполнении производители предусмотрели гарнитуры из массива (или именуемые таковыми), которые:
- скроют за своими фасадами выбивающуюся из концепции мелкую и крупную бытовую технику;
- для вытяжки учтены требования – форма печной трубы или специальный короб, прячущий неактуальную времени модификацию.
- бытовая техника в стиле ретро, спокойных расцветок с медной, латунной фурнитурой.
Особенности русского зодчества 19-го века
Российская архитектура домов 19 века предопределила облик современных городов. В первой половине века господствующим направлением был классицизм с его строгостью, порядком и четкой планировкой. Он воплотил идеи античности, строгость канонов и логику. Главной чертой его становится тосканский ордер, который укрупняется и подчеркивается строгостью массивных стен, колоннадами и арками. Это касалось как градостроительства в целом, так и отдельных зданий. Ему на смену пришел эклектизм — смешение элементов различных стилей.
Где он уместен?
Сделать полностью русскую избу в квартире нереально. Внешне об этом речи идти не может, внутри будет лишь некая стилизация. Владельцам квартиры удастся добавить некоторые черты направления, многие на этом останавливаются. Они решают лишним тратить время на полную стилизацию жилья.
Это в интерьере подходит для деревянного рубленого дома. В этом типе жилья уместно размещать привычные элементы. Никто не запрещает применить его в интерьере деревянного дома, внутри будет выглядеть вполне гармонично.
Дворянский особняк
Вам будет интересно:Приобретение — это что такое?
Высшее дворянство в городах строило роскошные особняки, к строительству которых привлекали знаменитых архитекторов. В них проживали многочисленные члены семьи и прислуга. На первом этаже находились хозяйственные помещения и комнаты слуг. Второй занимали несколько больших гостиных, будуары и спальни. На третьем этаже размещались жилые помещения, потолки в которых были низкие.
Обязательными атрибутами особняков и усадеб были специальные комнаты, назначение некоторых из них не совсем понятно современным людям:
- Прихожая. Эти помещения можно было встретить исключительно в русских особняках и домах. В холодные зимы было большое количество верхней одежды, которую при входе в теплое помещение необходимо было снимать и размещать. В европейских домах нет прихожих. Место, где развешивались шубы, пальто, шапки, шляпы, теплая обувь, было огорожено перилами. Здесь висели зеркала и стояли стулья.
- Камердинерская, названная так в связи с тем, что в ней находился дежурный камердинер. Она обставлялась добротной мебелью из красного древа. Стены украшали картины.
- Портретная комната. Здесь на стенах висели портреты членов семьи или предков. Мебель была из красного дерева. Стены были окрашены в натуральные цвета или оклеивались обоями. Часто на них наносились рисунки, имитирующие обои.
- Кабинет. Он был обязателен в дворянских домах 19 века или усадьбах. Как было принято, мебель изготавливалась из карельской березы, тополя или красного дерева. Стены оклеивались обоями или окрашивались под них.
- Столовая. Большое помещение, где обедали хозяева и потчевали гостей. Украшением ее служил большой овальный стол, дорогая мебель и картины на стенах, которые окрашивались в натуральные цвета.
- Спальня с будуаром. Здесь почивала хозяйка. Кровать была закрыта ширмой, в углу обычно располагался киот с иконами, где можно было помолиться. Будуар был отделен от спальни. В нем хозяйка могла заняться своим туалетом и делами: вышивать, вести переписку. Как правило, в доме находились другие спальни членов семьи и для гостей.
- Гостиная. Парадная комната, где принимали гостей. Она была богато обставлена, на стенах висели картины, устанавливалась мягкая мебель для отдыха и беседы. Гостиная в доме дворянина 19 века устраивалась в соответствии с господствующим стилем. Это было время классицизма с четким ритмом и единым стилем размещения мебели и предметов искусства. Мебель красного дерева украшалась чеканными изделиями из позолоченной бронзы или латуни. Французская мода на античные изделия предполагала наличие статуй, которые располагались в гостиных. Соответствовал этому и декор помещения. В богатом доме дворянина в 19 веке, где принимали много гостей, было несколько гостиных.
Вам будет интересно:Институт МЧС в Минске: адрес, факультеты, проходной балл
Удивляли иностранцев двойные рамы на окнах, большие, до потолка, печи, украшенными красивыми изразцами. Камины зимой не топили. Так как через них проникал холодный воздух. Их закрывали на зиму и украшали цветами. Удивляло иностранных гостей и огромное количество цветов в домах, они были повсюду.
Дворянская усадьба
Усадьба – это комплекс, в состав которого входили жилой дом и различные постройки: хозяйственные, садово-парковые, конюшни, людские и другие. Они гармонично вписывались в усадебный парк. Если рядом не было реки, то устраивалось озеро с островом, прокладывались аллеи, ставились ротонды, выкладывались руины и гроты. Богатые усадьбы имели церковь. Господские дома устраивались по принципу городских особняков.
Существует такое понятие, как русский усадебный стиль. Он достаточно своеобразный, подобного за пределами России трудно было увидеть, специфику этого стиля определяло крепостное право и большие расстояния от крупных городов. В усадьбе было много работников, которые жили здесь же. Оторванность от города наложила свой отпечаток, так как дворянам приходилось заниматься хозяйством, постоянно общаться с крестьянами.
Редкие выезды в уездные или губернские города были настоящим событием. Другие усадьбы находились в десятках километров, поэтому гости приезжали не часто. Мебель, купленная после постройки дома, передавалась наследникам. Новости моды, стилей сюда доходили поздно. Но были усадьбы, которые строили знаменитые зодчие, некоторые из них дошли до наших дней. Это настоящие памятники русской архитектуры.
Улучшенная вариация – терем
Дача ассоциируется теперь с приятными моментами, возможностью отдохнуть, совершить маленькое путешествие. Осуществить экскурс в историю становиться несложно, ведь изменения и улучшения как раз и направлены на то, чтобы наслаждаться колоритом без отрыва от комфортного времяпрепровождения.
Апгрейд касается всех деревянных поверхностей – они становятся более ровными, тщательно отделанными. Допускается лак, полировка, покраска; появляется паркет. Делается акцент на изысканной, тонкой резьбе, орнаментах. Мозаичное оформление присутствует в отделке стен, пола.
Декоративные элементы тоже претерпевают изменения для более эффектного преображения:
- предметы тщательно расписаны;
- позолота, чеканка – украшают многие плоскости;
- часы, картины, зеркала на стенах — уже не выглядят чужеродными компонентами;
- текстиль – приобретает деликатную вышивку с украшательством в виде серебряных, золочёных нитей, бисера, жемчуга.
Мебель более осовременена – даже на фото можно заметить появление диванов, кресел и тех объектов, которые лаконично вписываясь в интерьер, более привычны в обиходе. Простая форма, обивка подходящей тканью – признаки, что мягкая группа приживется в дизайне.
Купеческий дом
Развитие капитализма привело к тому, что появляется свободный капитал, который требует вложений. Начинается бурное строительство домов крупными купцами и фабрикантами. Купеческие дома 19 века, принадлежащие сильно разбогатевшим представителям этого сословия, были большей частью похожими на дворцы. Нередко к строительству приглашались знаменитые архитекторы.
Но большей частью купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров, обстановка приобреталась самая разная, говорить о каком бы то ни было стиле здесь не приходится. Вместе с картинами, купленными по случаю, было много икон. Они стремились во всем подражать представителям высших классов. Но в большинстве это удавалось единицам, тем, кто получил достойное образование.
Дворянство потихоньку разорялось, продавая свои усадьбы. Купеческое сословие богатело и скупало их, приспосабливая под собственный быт. Но большинство нуворишей учили своих детей не только в России, но и за границей. Получивших хорошее образование купеческих детей уже было трудно отличить от представителей высшего класса. Они устраивали свои дома 19 века в России по-другому, не так, как их отцы. Знали несколько языков, разбирались в живописи, архитектуре, литературе.
Архитектурные черты
- Форма.
Несмотря на традиционную прямоугольную форму самого здания, богатая лепнина существенно преображает вид особняка. Для интерьера главной характеристикой является «барочность» и богато обставленный вид. - Внешние «аксессуары».
Украшение карнизов, например, самоварчиками, вазами с цветами и различными «кудрявостями» – классический вариант русско-купеческого барокко. Фронтоны-аттики в пышном и волнистом исполнении – частая «показательная» красота. - Цвет.
Как правило, дома выкрашивались в красный, терракотовый, коричневый и цвет охры. Также часто можно было встреть изумрудные и зеленые оттенки стен. Вся лепнина фасада выбеливалась или красилась в светло-серую цветовую гамму.
Наиболее характерные манеры купеческого стиля:
- сочетание барочных «кудрявых» мотивов и древнерусских, встречаются уникальные местные архитектурные решения;
- обрамлению окон (в том числе карнизами и фронтончиками) характерны витиеватость, вычурность и не избитость приемов, полная противоположность классическому и строгому стилю;
- вкусы купеческого сословия приобрели форму так называемого, «третьего рококо», которому присуща своеобразная театральность;
- помпезность и оригинальность.
Мещанский дом
К мещанскому сословию относились учителя, поденщики и наемные работники. Они составляли большую часть населения городов, особенно много их стало после 1861 года, когда было отменено крепостное право. Жилье мещан было съемным или скромным собственным домом. Чаще всего они были небольшие, построенные по примеру сельских домов. Стили их соответствовали той местности, где они проживали.
Доходные дома
Развитие городов, рост промышленных предприятий, учебных заведений, повлекли за собой появление большого количества людей, не могущих позволить себе постройку или покупку дома. К этой категории можно отнести учителей, врачей, банкиров, государственных служащих, инженеров, преподавателей, студентов. Им требовались удобные благоустроенные квартиры, которые можно было снять в наем.
Вам будет интересно:Коллайдер в России. Проект NICA (Nuclotron-based Ion Collider fAcility). Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне
В городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, городские власти вели строительство инфраструктуры. Возведение зданий, где сдавались квартиры внаем, велось по проектам знаменитых архитекторов. В конце 19 века домов таких только в Москве насчитывалось более 550. В Петербурге 80 % построенных зданий составляли доходные. Владельцы домов старались привлечь знатных арендаторов. Это проводилось с целью рекламы. Здания, используемые для сдачи квартир, строились вокруг университета. Здесь отличные апартаменты снимали его профессора и преподаватели.
Кроме них, в доходных домах селились служащие, молодые семьи, специалисты, врачи. Строились также дома и для менее обеспеченных слоев населения: мелких служащих, работников, студентов. Где можно было снять комнату или небольшую квартирку, в которых стоимость была намного меньше. Были и так называемые ночлежные дома, где сдавалось жилье — комната или койка на ночь.
Освещение — важное и нужное
Оно может стать серьёзной проблемой, если интерьер предполагает постоянное проживание. Обилие дерева не лучшим образом сказывается на степени освещенности – поверхности, особенно не чередующиеся с белой штукатуркой поглощают лучи света, делая интерьер немного мрачным, особенно в квартире, при низких потолках.
На что стоит обратить внимание при этом:
- Наличие больших окон, которые не позволят интерьеру жилых комнат превратиться в баню.
- Осветление участков краской, побелка, ведь белый всех лучше отражает свет.
- Исключена активная светодиодная подсветка, спасающая интерьеры от тусклой освещенности.
Не нарушить аутентичную атмосферу помогут:
- перфорированные плафоны, моделирующие кружево;
- абажуры с росписью, вышивкой;
- плафоны из бересты;
- имитация свечей, лампад.
Для современного прочтения дизайнеры придумали достаточно решений. Например, последний тренд — светильники, напоминающие матрёшку из металла, стекла. Интересным акцентом могут стать даже особенные ретро-провода, позволяющие исторически оправдать достижения техники.
Совет. В окнах все пластиковые элементы необходимо заменить деревянными рамами и дополнить декоративными ставнями при желании.
Занавески простоту форм компенсируют орнаментом из цветочных гирлянд, возможны кружевные рюши. Карнизы, непременно деревянные, с искусной резьбой – станут дополнительным украшением.
Русский сельский стиль
Деревенские дома 19 века имели свои стили и особенности. Их можно до нашего времени встретить в сельской местности и небольших городках. Они строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но в восточных или южных районах можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке.
Дом строился в двух вариантах. Первый состоял из одной избы с большими сенями. Второй — из двух изб, которые назывались передней и задней, соединяющихся между собой широкой поветью и сенями. Все это было под одной крышей. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники. Украшением таких строений служили резные наличники. Также дома в русском стиле строились из кирпича и могли быть двухэтажными.
Несерьёзное отношение
Если не хочется проводить время в обстановке, напоминающей музей или сувенирную лавку — привнести только налёт узнаваемости за счёт ассоциаций, а возможно, стереотипов. Многочисленные предметы декора из современных материалов позволяют эффектно вписать их практически в любой интерьер. Зеркало, обрамлённое багетом, имитирующим деревянные наличники – уместно для лофта и настоящего русского стиля.
Лапти, матрешки, самовары, береста – узнаваемы всегда и везде. Создать «а-ля рус» только за счёт старинных акцентов, фольклорных мотивов – почему бы нет? Многие дизайнеры отвергают такую концепцию, считая её слишком нарочитой, наполненной штампами. Но в сувенирах нет ничего плохого, если они отражают Ваше настроение, впечатления, возможно память о приятных моментах, интересных поездках.
Не обязательно воссоздавать «дословно» какую-то одну эпоху, хотя отличительные черты с исторической точки зрения есть:
Эпоха | Название | Приметы |
Древнейшее славянское наследие | Русская изба | Лавки, сундуки, ухваты, обрядовые символы в орнаменте, Красный угол |
Времена Ивана Грозного | Царские палаты, княжеский терем | Сводчатые потолки, камень, фрески, кровать с балдахином, парча |
Первые Романовы | Дворцовое барокко | Стулья, золото и серебро, витражи |
Петровское время | Барокко, рококо | Анфилады, симметрия, необычные материалы, китайские мотивы, фарфор |
Екатерина | Русский классицизм | Библиотеки, картинные галереи |
Хохлома, гжель – сами по себе являясь выразительными, самобытными, не считаются модными, если для них не созданы своеобразные условия – необычное место воспроизведения, нестандартные арт-объекты. Главное, не переборщить с их количеством, цветовой сочетаемостью с остальным окружением.