Капитальное строительство гаража необходимо, чтобы защитить автомобиль от неблагоприятных факторов окружающей среды. Не только стены и пол, но и кровля должны отвечать особым требованиям.
Надо, чтобы возводимая крыша обеспечивала надежное и сухое помещение. Для этого нужен детальный анализ и точный расчет параметров проектируемой конструкции.
Некоторые моменты следует обсудить с профессиональными строителями, но в принципе устройство гаражной кровли своими руками – задача вполне осуществимая.
Виды крыш
Крыша гаража должна соответствовать принципам простоты и экономичности. Если работа выполняется самостоятельно, то предпочтение чаще всего отдается односкатной форме.
Если есть необходимость в чердачном помещении для хранения запчастей, инструментов, кровля делается двускатной. Процесс ее возведения более сложный, а строительство обходится дороже.
Односкатная крыша
Данный тип кровли самый доступный и простой. Ее возведение имеет некоторые нюансы. По причине разницы в высоте упора необходимо соблюдать разный угол наклона при монтаже.
До начала строительства необходимо сделать проект, набросать чертеж. Для этого надо рассчитать высоту перепада по формуле: Н= ширина гаража х tanα. Последнюю величину находят по таблице Брадиса.
Выбор кровельного материала оказывает влияние на показатели:
- рубероид – до 5 градусов;
- шифер – 20–35 градусов;
- фальцевая кровля – 18–30 градусов;
- профнастил – до 8 градусов;
- металлочерепица – до 30 градусов.
Основными элементами конструкции являются стропила, которые изготавливаются из хвойных пород деревьев и представляют собой гладко выструганные брусья.
Для повышения огнеупорности и гидроизоляции кровли стропила обрабатываются антисептиками.
Строительство начинается с прикрепления системы стропил к стенам с помощью мауэрлата (направляющих балок), устанавливаемого поверх стен. Стропила вставляются в заранее вырубленные на поверхности мауэрлата гнезда.
Для придания дополнительной прочности их прикрепляют при помощи анкерных болтов или проволоки.
Если ширина постройки больше 4,5 м, для профилактики прогиба стропильная система непременно подпирается. Шаг между подпорками составляет от 60 до 70 см.
Затем из сухого бруса монтируют обрешетку. Ее частота определяется весом кровли. После завершения основного процесса – монтажа каркаса – начинают установку гидроизоляции и основное покрытие крыши.
Двускатная крыша
При проектировании двускатной кровли основным моментом является корректный расчет системы стропил и сделанный на их основе общий чертеж, так как именно данная конструкция является гарантией надежности верхней части кровли.
Чтобы определить высоту конька крыши (Н) и длину стропильной ноги (С), необходимо рассчитать величину угла наклона (Z). Поскольку крыша представляет собой равнобедренный треугольник, следует воспользоваться теоремой Пифагора.
Только правильные способы крепления профнастила на крыше.
Фронтоны — это очень важные элементы крыши. В данной публикации вы можете узнать из каких материалов можно делать фронтоны, как и чем их обшивать, нужно ли утеплять фронтоны.
Другие необходимые параметры рассчитывают по формулам:
- H=0,5хH(Z:2);
- C=0,5хH/sin(Z:2).
В качестве материала для стропил используют ровные балки без сучков и трещин. Прекрасно подходит для этой цели прочная сосновая древесина.
Перекрученную древесину лучше не применять, поскольку при возведении крыши возникают неровности, что оказывает негативное влияние на проведение гидроизоляции.
Для возведения двускатной кровли необходимы:
- деревянный брус – 150х150;
- обрезная доска размером 150х15;
- гидроизоляция;
- крепежи (саморезы, гвозди, проволока, болты);
- кровельный материал.
Специалисты рекомендуют при выборе этого более сложного типа кровли возводить очень простой каркас. Процесс заключается в том, чтобы при помощи чертежа из двух аналогичных стропильных ног сложить треугольник и соединить их в коньке (верхней части).
Подготовительные работы
В одиночку возвести двухскатную крышу крайне сложно, так что рекомендуем найти помощника
Работа над постройкой крыши для гаража – сложная и трудоёмкая. Большая часть операций выполняется на высоте в неудобных условиях, поэтому желательно привлечь помощников. До начала работ нужно завезти и подготовить все материалы. В первую очередь следует заняться пиломатериалами – сложить в штабель, чтобы древесина не деформировалась, и выполнить необходимую обработку.
Обработка состоит в нанесении составов, имеющих противопожарные и антисептические качества – это снизит риск возникновения пожара и придаст материалу стойкость к развитию грибка, биологическому поражению и заражению древесины насекомыми. Антисептические препараты продают готовыми к использованию и в виде концентрированного раствора. Концентрат нужно разбавить водой по прилагаемой инструкции. Чтобы улучшить качество обработки, желательно предварительно обмести от мелких опилок и пыли все поверхности.
Материал покрывают со всех сторон с помощью валика, переворачивая по ходу обработки. После пропитки пиломатериал укладывают в штабель и так выдерживают до впитывания раствора. В это время готовят основание стен для крепления мауэрлата.
Верхний край несущей стены гаража, на которой монтируют мауэрлат, должен быть хорошо выровнен. В первую очередь наверх стены укладывают гидроизоляцию – для этого подойдёт рулонный рубероид. Его кладут на мастику или «на сухую». Крепления мауэрлата размещают между стропилами, желательно устанавливать анкера с шагом 600-800 мм. Так как расстояние между стропилами у нас уже известно, то после крепления мауэрлата делают разметку для стропильных ног.
Монтаж
Строительство начинают с возведения наклонного каркаса и дальнейшей сборки по частям. Уложенный по периметру мауэрлат прикрепляется к гаражным стенам с помощью анкерных болтов.
В этом случае лучше установить дополнительную изоляцию, уложив заранее на стену прокладку из рубероида. Затем приступают к стропильной системе.
Следует заготовить брус, длина которого соответствует длине отрезка между расположенными напротив гнездами подпорного бруса. Опору прикрепляют в середине перпендикулярно.
Длина опоры и будет требуемой высотой конька кровли.
Установка стропильных ног производится на уровне конька. Чтобы точно и быстро соединить всю систему с кровельным каркасом, надо отметить на нижних концах врубку подпорного бруса.
Гнезда стыка делаются заранее. Для правильного закрепления стропильных ног их нужно оставить немного длиннее необходимого размера (на 30–50 см).
С целью четкого выполнения работы рекомендуется натянуть шнур. Пары по краям устанавливают с соблюдением шага от 0,6 до 1,2 м. Соединительная планка закрепляется ниже конька.
Обрешетку надо прибивать в направлении, строго перпендикулярном направлению стропил. Плотность обрешетки определяется выбранным в качестве кровельного покрытия материалом на начальном этапе работ, еще при проектировании.
Затем приступают к гидроизоляции и покрытию всей конструкции. На этом процесс монтажа завершается.
Другие типы фундаментов для нестабильных грунтов (сравнительная характеристика)
Есть типы фундаментов, которые традиционно используются для возведения построек на нестабильных грунтах. Помимо свайно-винтовых, на подвижных почвах нередко используют фундаменты-плиты.
Плитные фундаменты под гараж
Устройство такого основания — достаточно трудоемкий процесс, требующий большого расхода материалов. С помощью этой технологии можно успешно убрать все деформации и нагрузки грунта под фундаментом. Конструкция представляет собой сплошную или решетчатую жб-плиту, насыщенную арматурой. Монолитный фундамент для гаража нужно заливать под всей площадью будущей постройки, а наземная часть будет, собственно, полом вашего гаража.
Перед началом обустройства плитного фундамента необходимо провести геологическую разведку, чтобы понять, как рассчитать фундамент под гараж: узнать уровень залегания грунтовых вод и степень сложности поверхности. Только после этого инженер должен рассчитать толщину плиты и глубину котлована (она будет меньше, чем, например, у ленточного фундамента), калибр и частоту заложения арматуры. Безусловно, плитный фундамент для гаража – это тоже хорошее решение. Но есть три больших минуса – его высокая стоимость, сложность и сравнительно длительный срок монтажа и подготовки к эксплуатации.
Фундамент для гаража из пеноблоков
Такая конструкция получается очень легкой, по сути являющейся продолжением стены. По стоимости только этот вид основания может быть конкурентом свайно-винтовому фундаменту: его строительство обходится недорого, к тому же благодаря малому весу пеноблоков трудозатраты значительно снижаются, использование тяжелой техники не требуется. Низкая теплопроводность материала дает возможность обходиться без дополнительной теплоизоляции. Фундамент для гаража из пеноблоков требует заглубления в грунт на 40-50 см, но лишь в случае глубокого залегания грунтовых вод (более 2 м), однородности и твердости грунта. В остальных случаях траншея должна быть глубже.
Учитывая низкую стойкость этого материала на изгиб, на пучинистых почвах придется использовать монолитную плиту с элементами армирования, а это ведет к увеличению стоимости и сложности строительства фундамента для гаража. Еще один минус — токсичность пенобетона: при горении он выделяет опасные для человека вещества. В целом этот вариант сложно отнести к надежным и долговечным решениям.
«Подошва на винте» — правильный выбор
Остальные виды фундаментов — ленточный и столбчатый — очень критичны к типу почвы. Их нельзя строить на нестабильных пучинистых грунтах, местах с сезонным подтоплением, на склонах, на почвах с разной несущей способностью. Кроме того, ленточный фундамент довольно затратный по материалам и трудозатратам.
Альтернатива в виде строительства гаража на винтовых сваях значительно выигрывает у этих вариантов.
Гараж – постройка сравнительно небольшая, поэтому диаметр и длину винтовых свай под него следует выбирать меньших размеров, чем под дом. А это значит, что есть возможность построить фундамент своими руками для гаража, не нанимая дорогую технику, и хорошо при этом сэкономить. Ведь при закручивании сваи с острыми винтами сами проделывают себе путь в земле, быстро и легко достигая необходимой глубины. Бывает, что для этого процесса достаточно усилий всего двоих рабочих и третьего, контролирующего вертикальность погружения
Немаловажно и то, что «подошва на винте», как иногда называют свайно-винтовые фундаменты, избавляет от самого трудоемкого этапа работ – выборки земли. В итоге вы сможете построить гараж дешевле и быстрее, в сравнении с использованием традиционных технологий заложения фундаментов
Выбор кровельного материала
Узнаем чем лучше покрыть крышу гаража. Строительный материал в большой степени зависит от финансов. Определившись с ценовой категорией, не нужно упускать из виду и другие моменты.
Кровля должна:
- защищать от атмосферных осадков;
- гарантировать защиту от грабителей;
- при расположении по соседству с домом – сочетаться с его дизайном;
- иметь привлекательный вид.
При выборе дорогостоящего кровельного материала для проведения работ лучше заручиться помощью профессионалов, поскольку для его укладки требуются особые навыки.
Легкий в монтаже и более дешевый материал (рубероид, металлические листы, шифер) можно укладывать и самостоятельно.
Укладка рубероида
Рубероидом лучше все покрывать бетонную крышу гаража. До укладки рубероида необходимо установить особый каркас. При плоской кровле задача значительно упрощается, поскольку укладка рубероида на железобетонные плиты не представляет трудности. При этом покрытие обеспечивает качественную гидроизоляцию.
Рубероид – материал очень прочный и экономичный. Поскольку выпускается он в рулонах, укладывать рубероид очень легко. Лучше использовать три слоя материала.
Первым делом заливают плоскую поверхность смазкой или битумом, сверху укладывается первый слой.
Рубероидные полосы располагаются внахлест. Для большей надежности кровли рекомендуется по краям прибить нижний слой (через каждые 50 см) при помощи гвоздей.
Поверх первого слоя вновь заливают битумную смазку и кладут сверху второй слой рубероида. Во время укладки данного слоя полосы кладутся перпендикулярно полосам первого слоя.
Второй слой рубероида также смазывается битумом, а поверх укладывают последний слой материала.
Кровля из рубероида имеет довольно длительный срок эксплуатации: 15-20 лет. Для его продления при укладке материала необходимо следить за тем, чтобы он ложился ровно, без складок.
Сегодня рынок предлагает также рубемаст и еврорубероид, которые являются современными аналогами обычного рубероида. Благодаря своей пластичности эти материалы могут прослужить на 20 лет дольше.
Разница между простым рубероидом и еврорубероидом состоит в том, что второй намного легче укладывать. Требуется только разогреть материал, после чего он приклеивается к поверхности. Нет необходимости в использовании мастики или битума.
Минусом еврорубероида является его высокая цена: стоит он в два раза дороже обычного материала.
№2. Рубемаст
Это усовершенствованный тип рубероида. В его основе также лежит плотный строительный картон (хотя может использоваться и стекловолокно), который с двух сторон пропитывается битумом. Последнего намного больше, чем в рубероиде, благодаря чему обеспечивается более высокая пластичность, гидроизоляция и устойчивость к трещинам. Для дополнительной защиты используется присыпка. Нижний слой – полимерная пленка, предназначенная для расплавления горелкой во время монтажа.
Преимущества:
- невысокая цена;
- относительная простота в монтаже;
- отличные гидроизоляционные свойства;
- устойчивость к нагреву, осадкам;
- долговечность до 15 лет.
Минусы:
- не выдерживает даже небольшие нагрузки. Если по покрытию пройдется человек весом более 50 кг, то появление трещин неизбежно;
- основание должно быть ровным, иначе в процессе эксплуатации могут возникать трещины;
- под постоянным действием прямых солнечных лучей через 1,5-2 года появляются микротрещины.
Монтаж можно осуществлять на битумную мастику (как в описанном выше варианте для рубероида) или же использовать газовую горелку. Если работы по монтажу выполнены грамотно, то проблема протекания крыши в гараже вас долго не коснется.
Оцинкованное железо
Небольшой вес крыши значительно сокращает расходы за счет возведения каркаса кровли, так как стропила можно устанавливать с шагом 90–120 см, для обрешетки же используют брусья размером 50х50 мм, а также 30х70 и 30х100 мм (выбор зависит от нагрузки, которая получена при расчете кровли).
Устройство такой крыши не составляет особой трудности.
Очевидныe преимущества профнастила и фальцевой кровли – это быстрое избавление ровной гладкой поверхности от снега и воды, которые не задерживаются на крышах данного типа и обеспечивают надежность всей конструкции.
При укладке фальцевой кровли требуется оборудование, а профнастил вполне можно уложить самостоятельно. Как правило, используется материал марки НС.
Монтаж в значительной степени упрощается благодаря гофрированной форме и необходимым размерам готового листа.
Листы закрепляют с помощью саморезов или заклепок 4,8х38, которые устанавливают в глубине гофры. Если крыша двускатная, то укладывать материал следует с торцевой стороны снизу вверх. Затем профнастил выравнивают по свесу.
Листы крепятся по краям в волнах в каждой второй складке по всему протяжению свеса и по периметру через 0,5 см в бруске обрешетки. Боковины, верхнюю часть крыши и края оформляют с помощью специальных профилей.
№7. Металлочерепица
Металлочерепица так же, как и профлист, изготавливается из стального оцинкованного листа, только ему придают не просто волновой профиль, а имитируют профиль натуральной черепицы. Поверх защитного цинкового слоя наносят фосфатный слой (дополнительная защита), грунтовку и полимерно-декоративное покрытие. С тыльной стороны наносят защитный прозрачный лак. Чем больше толщина листа, тем прочнее покрытие: для кровли лучше брать материал толщиной не менее 0,5 мм. Эксплуатационные свойства сильно зависят от типа защитного полимерного покрытия. Лучше всего зарекомендовало себя покрытие из пурала и пластизола. Матовый и глянцевый полиэстер стоит дешевле, но при соблюдении техники монтажа также способны обеспечить надежную защиту.
Плюсы:
- небольшой вес, что упрощает монтаж и снижает нагрузку на фундамент и стропильную систему;
- устойчивость к низким и высоким температурам, высокой влажности за счет защитного покрытия. Оно же обеспечивает свободный сход осадков с поверхности кровли;
- относительная простота монтажа;
- отличные декоративные качества, широкая цветовая гамма;
- материал не поддерживает горение;
- относительно невысокая стоимость.
Минусы:
- потеря значительной части эксплуатационных качеств при повреждении защитного покрытия;
- сложности при обустройстве кровли нестандартной формы, но гаражи обычно строят с достаточно простыми крышами, так что этот минус и минусом считать в нашем случае нельзя;
- нагрев на солнце и шум во время дождя, но при правильной звукоизоляции от этого недостатка можно легко избавиться.
Металлочерепица может использоваться на кровлях с углом наклона более 15 градусов, иначе из-за рельефа покрытия сход снега будет усложнен. Материал часто используют, когда гараж расположен на одном участке с домом, чтобы все постройки имели одинаковый тип кровли.
Шиферное покрытие
Шифер представляет собой плиты на основе асбестоцемента. Он не очень популярен в качестве кровельного материала для гаража, хотя раньше использовался довольно часто. Шифер не отличается прочностью.
Перед укладкой на листах необходимо высверлить отверстия для особых оцинкованных гвоздей. Во время проведения монтажных работ надо быть внимательным и не наступать на листы, которые могут с легкостью сломаться.
Преимуществами шифера являются его дешевизна и достаточно длительный срок эксплуатации (около 40 лет).
Поликарбонат
Данный материал отличается долговечностью и легкостью. Популярность сотового поликарбоната обусловлена также его прочностью, гибкостью, которая дает возможность устраивать крыши любого уровня сложности.
Прозрачность поликарбоната позволяет значительно сэкономить на освещении помещения гаража.
Материал достаточно стоек к воздействию неблагоприятных внешних факторов.
Еще одним плюсом поликарбоната является легкость и простота обслуживания и ремонта. Монтаж кровли при этом не требует особых навыков
№3. Линокром
Линокром – это современный рулонный материал с основой из стеклоткани, которая обрабатывается битумом и защищается присыпкой и полимерной пленкой.
Преимущества:
- простота монтажа;
- устойчивость к температурным перепадам;
- низкий вес;
- ремонтопригодность. Если какая-то часть покрытия будет повреждена, то достаточно лишь наплавить новый материал на нужный участок;
- стойкость на разрыв – материал может выдерживать значительные нагрузки;
- долговечность до 10 лет.
Недостатки:
- верхний слой плохо устойчив к воздействию агрессивных веществ;
- материал подходит только для низко скатных кровель;
- монтаж со строительной лентой не подходит – швы в этом случае будут слабым местом.
Монтаж линокрома проводят в сухую безветренную погоду, предварительно очистив поверхность крыши. Нижний слой нагревают паяльной лампой или горелкой, рулоны материала укладывают внахлест.
Гидроизоляция крыши гаража: нужна ли она?
Независимо от выбранного кровельного материала, гидроизоляционное покрытие обязательно должно быть установлено, особенно когда речь идет о плоской крыше, на которой дождевая вода и снег задерживаются в течение долгого времени.
Для гидроизоляции крыши гаража необходимо приобрести специальную мембрану, которая защищает помещение от попадания внутрь влаги. Особенно важно применение гидроизоляционной мембраны при дополнительном утеплении гаража.
Функция гидроизоляции заключается в защите внутреннего пространства от попадания влаги и одновременно избавлении помещения от пара для снижения уровня влажности внутри.
При наличии теплоизоляции мембрана защищает утеплитель от намокания и запотевания. Благодаря ей теплоизоляционная вата как бы дышит и не теряет своих полезных характеристик.
При монтаже гидроизоляции непременно надо оставлять между ней и крышей зазоры. Они нужны для того, чтобы происходила естественная вентиляция.
Минимальный размер зазора составляет не менее 25 мм. Просвет большего размера (50 мм) должен быть также между утеплителем и гидроизоляционной мембраной.
Щели делаются просто: мембрана укладывается на стропила, а сверху устанавливается обрешетка. Другой вариант: просто установить мембрану на уже готовый каркас. После этого в качестве крепежа набивают бруски.
Мембрана – это материал в виде полос размером от 10 до 15 см, которые укладываются внахлест. Данный процесс не представляет сложности, поскольку на материале проведена пунктирная линия нахлеста.
Мембрана склеивается при помощи специального скотча, обеспечивающего также герметичность. Крепление к каркасу производится с применением железных скоб. Для этого необходим строительный степлер.
Поскольку гидроизоляционная мембрана очень тонкая, она может с легкостью повредиться как во время монтажа, так и при эксплуатации.
Чтобы этого не произошло, при укладке ее не следует слишком натягивать. Она также не должна провисать на каркасе. По краям кровли пленку заворачивают, оставив при этом концы длиной 20 см.
Во время работы необходимо обращать внимание на правильное расположение верхнего и нижнего слоев пленки, иначе она не будет выполнять своих функций.
Если есть дымоход, то гидроизоляция нужна и для него. При этом применяется цементно-песчаная смесь или особый герметик.
Ремонт жесткой кровли
Если для покрытия вашего гаража использовалась не смола, а, например, профнастил, то характер ее ремонта будет отличаться. В большинстве случаев, скорее всего, достаточно будет заменить поврежденные листы покрытия. Хотя бывают случаи, когда на крышу упало дерево. В таком случае ремонт будет капитальный, включая и процесс изготовления обрешетки для настила.
Если же выполнить ремонт необходимо частично, то в первую очередь осуществляете демонтаж старого листа и прикладываете новый
Очень важно, чтобы он совпадал по волне. Также важно проследить за тем, чтобы был правильный нахлест
Прикручивается лист специальными саморезами для профнастила.
Если же покрытие из металлочерепицы, то процесс ее ремонта практически идентичен
Единственное что важно контролировать, это замки, которыми соединяется черепица
Следуя таким рекомендациям, вам получится осуществить ремонт кровли. Это значительно сократит затраты, чем пришлось бы возводить ее заново. И при всем этом помните всегда, очень часто покрытие нуждается в частичном ремонте, а это значительная экономия. Но главное, вы сможете все работы проделать самостоятельно.
Стоит ли утеплять крышу гаража?
Утепление крыши гаража не является необходимым в регионах с теплым климатом. Но в холодных районах, где зимой столбик термометра нередко опускается ниже 0 градусов, утеплять гараж нужно.
Представленные на рынке материалы для утепления позволяют с легкостью справиться с данным этапом работы.
Наиболее часто используемым материалом является стекловата. Выпускается она в рулонах, ширина которых соответствует ширине стропильного шага. Еще одним плюсом материала можно считать его плотность.
При толщине брусьев, достаточной для высверливания между утеплителем и гидроизоляционной пленкой 50-миллиметрового отверстия, стекловата может быть закреплена между стропилами.
При недостаточной толщине утеплитель надо будет укрепить поверх установленных стропил. В обоих случаях теплоизоляционный материал имеет толщину около 10 см.
Поверх слоя стекловаты необходимо уложить паробарьер, функция которого заключается в защите внутреннего помещения от водяного пара.
Сверху набивают специальные бруски и укладывают облицовку. В качестве облицовки можно использовать: сухую штукатурку, вагонку, гипсокартон и некоторые другие материалы.
Если вы решили делать кровлю для гаража, то вам будет полезна статья о покрытии крыши рубероидом.
Также вы можете изучить общие правила обустройства кровли из мягких материалов здесь.
А по ссылке можно ознакомиться с качественными материалами для крыши компании Технониколь.
Подведем итоги
- Для защиты помещения гаража требуется надежная и прочная кровля.
- Крыши для гаражей бывают односкатными и двускатными.
- Угол наклона односкатной кровли определятся в зависимости от выбранного кровельного материала.
- При возведении двускатной кровли главным моментом является правильный расчет системы стропил и точный чертеж.
- При монтаже кровли надо соблюдать установленную последовательность действий.
- В качестве кровельного материала можно использовать рубероид, шифер, оцинкованное железо, поликарбонат и т.д.
- Независимо от выбранного кровельного материала требуется гидроизоляция.
- В регионах с холодным климатом надо позаботиться и о теплоизоляции кровли гаража.
Посмотрите видео о кровле крыши гаража своими силами: