Для постройки гаража могут использоваться различные материалы. Одним из самых популярных среди них является брус. Гараж из бруса обладает рядом преимуществ: паропроницаемостью, низкой стоимостью, экологичностью и др. Кроме этого, деревянный гараж из бруса будет выглядеть гораздо привлекательней кирпичного или бетонного.
Выбор технологии строительства
Из бревен
Главное, подобрать оптимальную технологию строительства и выполнить все этапы в точном соответствии с выбранным типом постройки.
Наиболее распространены две технологии строительства гаражей из дерева: по каркасной технологии и из оцилиндрованных бревен.
Отдавать предпочтение строительству бокса для машины по бревенчатой технологии необходимо, если основное здание, дом или дача, построены из аналогичного материала. Каркасное сооружение обойдется дешевле, к нему проще подобрать материалы, и значительно сократится время на строительство. Кроме этого, гараж из деревянного каркаса снаружи можно отделать любыми подходящими к стилю загородного дома фасадными материалами сразу после возведения строения или через какой-то промежуток времени.
Ворота
Распашные ворота для гаража можно изготовить на основе деревянной рамы, обшив ее доской, вагонкой или стальным профилированным листом.
Если требуется более надежная защита, то нужно купить и установить в проеме стальные ролеты или автоматические секционные ворота. Их окраску можно точно подобрать под цвет брусовых стен, добившись визуальной гармонии.
Сарай своими руками: пошаговая инструкция
Самым первым этапом строительства сарая считается подготовка места. Для этого:
- почва тщательно очищается от мусора;
- удаляется растительность;
- поверхность выравнивается.
Все строительные материалы, которые могут пострадать от влаги, укладываются под навесом. Если такой возможности нет, для них предусматривается укрытие. к
Создание фундамента
Легкие каркасные конструкции устанавливаются на столбчатом или свайном фундаменте. Для сарая из блоков потребуется создание более прочного основания. Выбор фундамента также зависит от особенностей почвы.
Использование столбчатого фундамента не рекомендовано на пучинистом грунте. В процессе подвижек опоры выдавливаются, что приводит к перекосу. На слабых грунтах, торфяникам стоит отдавать предпочтение сваям.
Разметка
Для проведения разметки потребуется шнур, рулетка, колья. Оперативно сделать правильную разметку можно, используя следующие методы:
- Используя теодолит — при помощи шнура, кольев, определяется расположение самой длинной стены сарая, близлежащих углов. При помощи рулетки, измерительного прибора отмечают местоположение остальных углов, натягивают шнур.
- Египетский треугольник — на натянутом шнуре отмечают точку, расположенную на 4 метра от угла. Перпендикулярно откладывают точку на расстоянии 3 метра. Между концами отрезков (точки 2 и 3) должно быть ровно 5 метров. Дальнейшая разметка осуществляется от прямого угла, правильность построения проверяется по теореме Пифагора.
Более точно зафиксировать геометрию сарая позволит обноска, созданная из стоек и поперечных реек. Шнур закрепляется на набитых гвоздях. Перед началом земляных работ его можно снять.
Особенности различных типов оснований
Для строительства сарая используются следующие виды фундамента:
- Ленточный — для его обустройства потребуется траншея глубиной около 50 см, обустройство опалубки. Для обеспечения прочности основания осуществляется армирование конструкции проволокой или арматурой. Продолжать работу можно через неделю после заливки бетона. Также можно сделать ленточный фундамент из блоков.
- Столбчатый — представляет собой отдельно стоящие опоры, установленные под углами коробки, по периметру, под перегородками. Для их монтажа также выкапываются ямки глубиной 40 см. Чтобы опоры не сдвигались в процессе эксплуатации здания, дно ямки выстилается песком, а сама опора заливается цементом.
- Свайный — требует использования специальных конструкций для вкручивания опор, отлично подходит для подвижных грунтов. После монтажа опор их верх срезается по уровню, а полость заливается цементным раствором.
Сарай без фундамента
Временное сооружение может быть возведено без обустройства фундамента. Если площадь строения не превышает 20 квадратных метров, а высота 2,5 метров, его можно установить непосредственно на землю.
Принимая подобное решение, учтите, что на глинистом грунте во время таяния снега, сезонных дождей большое количество влаги остается на поверхности почвы, что будет способствовать разрушению древесины. На песчаной почве сарай без фундамента простоит несколько сезонов, поскольку влажность быстро поглощается почвой. Прядок возведения строения будет следующим:
- Подготовка площадки, включающая выравнивание почвы, уплотнение, обустройство песчано-щебневой подушки.
- Заглубление угловых стоек на 60-70 см.
- Возведение каркаса из бруса 50х100 мм.
- Обшивка доской или другими отделочными материалами.
Для крыши рекомендуется использовать металлический профлист. Он красиво смотрится, имеет низкий вес, что исключает создание высокой нагрузки на стены конструкции или почву.
Такой сарай подойдет для сезонного использования, хранения инвентаря, дров.
Возведение каркаса
Каркас состоит из стоек, верхней, нижней обвязки, наклонных укосин, перемычек. Для его создания может использоваться брус с сечением 100х100 мм или доска размером 150х150 мм. В качестве крепежа можно использовать скобы, накладки, болты, гвозди, саморезы. Порядок проведения работ следующий:
- Брус нижней обвязки укладывается на слой гидроизоляции, закрепляется путем шпилек, болтов, анкеров.
- Монтируются лаги пола.
- От угла устанавливаются стойки, сверху скрепляются при помощи обвязки.
- Каркас укрепляется укосинами, прикрепленными к верхнему и нижнему брусу, проемы усиливаются досками.
Если в качестве отделки применяется ОСП, фанера, укосины можно не использовать.
Обустройство кровли
Крыша может быть односкатной, двускатной, угол ее наклона зависит от ветровой нагрузки в регионе
При возведении важно учитывать шаг, рекомендованный производителем кровельного материала.
Подготовка проекта
Чтобы правильно построить надежное сооружение для хранения автомобиля, перед проведением строительных работ придется подготовить эскиз с проектом постройки. Для этого на бумаге чертят схему конструкции со всеми перегородками, углами и несущими стенками. Однако перед этим лучше определить размеры помещения.
Оптимальными считают гаражи с размером 6 х 4 метра и высотой около двух с половиной метров. Такой площади достаточно для хранения одного легкового автомобиля.
На этапе проектного планирования надо определиться с материалами, которые будут использоваться. Для соединения компонентов лучше пользоваться стальными пластинами или железными скобами, которые способны надежно закрепить бревна. В качестве основного стройматериала используется брус с сечением 10 х 10 сантиметров.
При изготовлении рамы строения применяют лиственницу или другие виды деревьев, отличающиеся стойкостью к влажности и температурным перепадам.
Для защиты строения от злоумышленников устанавливают ворота размером 2,7 х 2,5 метра. Для внешней отделки стенок помещения можно воспользоваться профнастилом или другим похожим отделочным материалом.
Видео о строительстве сараев из дерева
Сарай получился красивый, но недешевый. Зато приличный по размерам, крепкий и по внешнему виду не отличается от дома — вписывается в композицию. Все показано/расписано подробно, есть одно нарушение: гидроизоляция под металлочерепицу уложена вертикально. Даже при хорошем склеивании полос рано или поздно вода сделает себе дорожку. В остальном — все грамотно.
В этом случае сарай своими руками построен на самом дешевом, наверное, фундаменте: в старые покрышки залит бетон. На этих «столбиках» и стоит каркас. Естественно, выставлять их нужно на ровную надежную поверхность и сами они должны быть в одном уровне. По прочности такон основание не уступит лучшим бетонным блокам, а может еще и превзойдет их. Выступающие из-под строения покрышки, можно закрыть, сделав ступеньку и расставив впоследствии на ней цветы или используя под другие нужды. Еще практичней получится.
Еще одно видео с пошаговой иллюстрацией строительства каркасного сарая из бруса.
Выбор конструкции
Перед началом стройки следует спроектировать и утвердить проект, в котором будет определен тип фундамента, конструкция стен, кровли и пола. Рассмотрим эти моменты поподробнее.
Разновидности сборки бруса.
Самый простой вариант для деревянного гаража является фундамент из монолитной железобетонной плиты, которая будет отличной опорой и одновременно сможет выполнять роль пола. Часто на пол стелют доски и накрывают линолеумом.
Под фундамент следует насыпать песчано-щебневую подушку и хорошо ее уплотнить, а сверху, в качестве гидроизоляции, уложить 2-3 слоя рубероида, чтобы грунтовые воды не впитывались в бетон.
Если предполагается отапливаемый гараж, то не лишним будет утеплить и пол. С этой целью необходимо под чистовую стяжку положить экструдированный пенопласт, поставляемый в листах толщиной 1-3 см.
Во избежание намачивания стен дождевой водой желательно выбрать такую толщину фундамента, чтобы уровень пола был выше уровня земли на 20-30 см. С целью защиты стен от ненужной влаги, по периметру гаража желательно залить бетонную дорожку отмосток, шириной порядка 70-100 см.
При постройке гаража из бруса есть еще более доступные варианты, такие как ленточный, столбчатый и свайный. Ленточный можно глубоко не закладывать, достаточно 60-80 см и он будет хорошо справляться со своими функциями. Дерево – хороший материал, не боящийся деформаций фундамента.
Но сваи следует забить ниже точки промерзания, чтобы мерзлая почва не вытеснила их наружу.
Далее нужно определиться со стенами, потолком и крышей. Каркас сооружается из бруса либо деревянного сруба. Крыша кроется любым доступным кровельным материалом, здесь не никаких ограничений. Ворота также часто ставят деревянные или различной конструкции металлические.
Примерные расходы
Чтобы посчитать примерные расходы на возведение бокса для машины из бревен, необходимо определиться, как именно будет происходить строительство. Если планируется возводить конструкцию своими руками, то удастся сэкономить на работах до 30% расходов. Если же отдать дело в руки квалифицированных рабочих, то получить готовый гараж можно быстрее, но дороже.
Также стоит учитывать тот факт, где располагается участок. Если это город, то затраты на транспортировку бревна будут небольшими, если это загородное строение, то придется потратиться на доставку.
Заказать строительство гаража можно с уже готовым проектом. Например,
в среднем гараж с габаритами 4х9 метров обойдется в 450 000 рублей, если заказывать работы и материалы у подрядчика.
При этом для возведения будет использовано бревно диаметром 20 см.
В перечень услуг входит выезд специалиста на участок для разметки земли, обустройство траншеи, опалубки, заливка фундамента, строение стен и возведение кровли.
При этом подрядчики указывают, что есть и бесплатные услуги в таких пакетах. Это бесплатное проживание рабочих в бытовке на участке, транспортировка материалов, их разгрузка, уборка мусора.
Важно!При самостоятельных работах материалы обойдутся немного дороже, так как подрядчик закупает их оптом и стоимость для него ниже.
Крыша
Когда стены возведены, то приступают к сооружению стопил для крыши гаража. Сначала устанавливаются потолочные балки. Затем изготавливается шаблон для стропил.
Для этого брус 50 на 100 мм прикладывается к торцу каркаса, отмечаются линии запилов. Следует отложить два сантиметра от точки соприкосновения с гранью обвязки. Рисуется горизонталь, которая отмечает врубку.
Стропильные ноги врубаются в верхний венец, обычно используется соединение «в полдерева». Для надежности стропила закрепляются уголками. Затем устанавливается обрешетка из доски, ее шаг выбирается исходя из вида кровельного покрытия.
Гидроизоляцией кровли будет служить полиэтилен, который настилается на обрешетку и закрепляется степлером. Если на нормальную кровлю не хватило средств, можно какое-время летом использовать пленку гидроизоляции типа Изоспана D, тогда полиэтилен можно не закреплять.
На слой гидроизоляции кладется выбранное покрытие. Для гаража можно выбрать недорогой шифер, профнастил, но красивее смотрится деревянная постройка с кровлей из черепицы или ондулина. Кровля кладется так, как сказано в инструкции к материалу.
При установке следует обратить внимание на самые уязвимые места: конек и соединение крыши со стенами. Здесь дерево может гнить, поэтому желательно пройтись по ним пропиткой
Отделочные работы
После того, как каркас гаража из бруса построен, требуется выполнить его отделку. Прежде всего, рекомендуется подождать какое-то время, чтобы процесс усадки полностью завершился. Однако поскольку в строительстве использовался клееный брус, а также была точно соблюдена технология на каждом этапе монтажа, то отделку можно начинать в самое ближайшее время.
- Если вы использовали брус, то обшивка стен не станет для вас слишком трудоемким процессом, и с ним вы справитесь самостоятельно. Внутренние стены можно отделать вагонкой. А для обшивки наружных стен подойдет металлический или пластиковый сайдинг.
- Чтобы стыки между брусом не продувались, рекомендуется поместить под обшивку специальную мембрану, которая защитить помещение от ветра.
- Закончив отделочные работы, можно приступить к устройству пола. Кстати, в гаражах можно нередко встретить обычный настил из досок.
Рис13. Гараж из бруса готов, ворота установлены
;Наконец, последняя работа по обустройству гаража из бруса — это установка ворот и остекление. Опорные брусья, которые были заложены в процессе строительства коробки, теперь помогут выполнить этот этап качественно и быстро.
Заключение
Гараж из бруса имеет достаточно простую конструкцию и очень быстро возводится. Если вы решили в сжатые сроки построить место для парковки своего автомобиля, технология, описанная в статье, поможет вам самостоятельно осуществить поставленную задачу. Видео-ролик, размещенный в материале, позволит узнать много ценной информации по этой интересной теме.
Материалов и конструкций для возведения гаража существует довольно много. К ним относятся керамзитобетон, кирпич, пено- и газобетонные блоки, древесина и стальной профилированный лист. Стены гаражей часто строят по каркасной технологии – низкозатратной и скоростной.
Однако мы рассмотрим основные принципы, проекты и технологию постройки гаража из бруса, чтобы определить главные преимущества подобного решения, оценить конструктивные особенности и варианты выполнения работ.
К достоинствам деревянного гаража относятся:
- экологичность древесины, которая поглощает запах бензина и выхлопные газы;
- достаточный уровень энергосбережения и малая стоимость строительного материала;
- простота обработки и легкость сборки, позволяющие вести строительство без применения каких-либо специализированных инструментов или монтажной оснастки;
- отличная паропроницаемость стен из бруса, снижающая уровень влажности;
- оптимальная сочетаемость с фасадом дома и ландшафтом участка.
Набор необходимых инструментов
Строительные работы не могут проходить без специальных инструментов. Поэтому надо ознакомиться с основными приспособлениями, которые понадобятся для строительства. К ним относятся:
- Кирка с лопатами. Такие инструменты используют для работы с грунтом при изготовлении фундамента конструкции.
- Пила. Незаменимое приспособление, используемое для распиливания древесины.
- Бензопила. Понадобится, если для сооружения постройки пользуются крупногабаритными бревнами, которые сложно распилить сабельными или дисковыми пилами.
- Степлер. Используют для монтажа теплоизоляционных материалов на напольное покрытие.
- Уровень. Этот измерительный инструмент понадобится, чтобы следить за ровностью вертикальных и горизонтальных поверхностей.
- Ручные приспособления. К ним относят стамеску, плоскогубцы и молотки.
Обшивка и утепление каркасного гаража
Обшивка конструкции изнутри обычно выполняется вагонкой. Данный материал способствует созданию благоприятных климатических условий внутри гаража. Подходит он как для обшивки стен, так и для обшивки потолка. К его преимуществам также относят простоту монтажа, а также низкую стоимость.
Крепится деревянная вагонка на металлическую обрешётку. Крепление обрешётки к стене нужно выполнять не вплотную, а так, чтобы между ней и стеной оставался небольшой зазор. Нужно это для вентиляции, а так же для снижения риска деформации вагонки.
При монтаже теплоизолятора, нужно размещать его таким образом, чтобы в каркасе не оставалось щелей. Если же получается так, что произвести монтаж без щелей невозможно, то пустое пространство можно залить монтажной пеной. После того, как пена остыла, нужно снять её излишки при помощи ножа.
При утеплении пола многие специалисты рекомендуют использовать керамзит. Он не только утеплит пол, но и создаст отличную шумоизоляцию. К тому же, он довольно долговечен. Поэтому его не придётся заменять через несколько нет использования (в отличие от других утеплителей).
Гараж из бруса своими руками
Нередко в качестве материала для изготовления гаража выступает или профилированный брус.
К преимуществам клееного бруса относят:
- Отсутствие риска появления временных деформаций, он всегда будет иметь гладкую поверхность;
- Клееный брус не подвержен усадке и усушке;
- Обладает оптимальной влажностью, благодаря чему пропадает риск гниения или появления грибковых образований;
- Отлично подходит для реализации сложных проектов;
- Легко монтируется.
Несмотря на большое количество плюсов, клееный брус обладает своими минусами. Один из них – высокая цена. Гараж из клееного бруса обойдётся примерно в 2 раза дороже такого же гаража из профилированного бруса.
Профилированный брус – это брус, который имеет на одной из сторон выступы. Эти выступы и создают дополнительную надёжность соединения. К минусам профилированного бруса относят его плохую термоизоляцию. Зимой находиться в гараже из профилированного бруса будет довольно некомфортно.
Брусовый каркас
Для того, чтобы в процессе возведения каркаса не возникало проблем, нужно сперва сделать эскиз или план на листе бумаги.
На эскизе нужно вычертить все контактные узлы и дополнительные конструкции. Если у владельца недостаточно опыта, и знаний не хватает для создания точного эскиза, то можно взять уже готовую конструкцию из интернета. При планировке каркаса гаража из бруса соединительные элементы также нужно нанести на эскиз. Соединяться стойки с балками могут как скобами, так и металлическими пластинами с отверстиями под саморезы.
Также при изготовлении каркаса лучше избегать различных сложных соединений (например, врубки). Удобнее всего располагать балки внахлёст или, как говорят строители “в полдерева”.
Сама сборка каркаса начинается с нижнего венца. На него нужно закрепить угловые стойки, а уже на угловые стойки крепится верхний венец. Оптимальный длина брусьев – 3 м. Для того, чтобы стойки после установки не изменили своего положения, можно произвести временную фиксацию при помощи досок.
Преимущества и важные особенности бруса
У бруса имеется немало преимуществ, которые выделяют его среди остальных строительных материалов. К главным достоинствам древесины относят следующее:
- Экологичность. Клееный брус называют экологичным материалом, который не выделяет в воздух никаких химических испарений и не вредит здоровью человека.
- Небольшая цена. У стройматериала доступная цена и поэтому с его помощью можно сэкономить финансовые средства при постройке гаражного помещения.
- Хорошее энергосбережение. Все гаражи, которые изготовлены из бруса, удерживают тепло внутри и не нуждаются в дополнительном утеплении стенок и потолка.
- Защищенность от влажности. Древесина обладает неплохими гидроизоляционными свойствами, благодаря которым влажность в помещении не превышает средние показатели.
- Простота применения. Все строители, которые пользовались деревянным брусом, утверждают, что использовать его очень легко. Для сооружения небольшого гаража не понадобится спецтехника и спецоборудование.
- Внешний вид. Постройка из дерева впишется в любой дизайн участков.
Также к достоинствам стройматериала относят его высокую степень строительной готовности, так как многие компании перед продажей уточняют у покупателей размеры автогаража и самостоятельно нарезают заготовки.
Внешняя обшивка гаража
Вырубка в элементах каркаса.
Перед выполнением обшивки стен гаражной конструкции нужно организовать обрешетку из брусьев 30х30 или40х40 мм. Далее на обрешетку крепят облицовку.
Внешняя обшивка стен выполняется разными материалами:
- Сайдинг: металлический, виниловый. Способен имитировать внешнюю эстетику иных материалов, характеризуется широкой цветовой гаммой, простым монтажом
- Листовой профнастил. Крепить на стены такой материал не сложно, он доступен по стоимости, долговечен;
- Вагонка. Дешевый материал, который отличается средними эксплуатационными параметрами, но для автодома вполне подойдет. Осуществить монтаж вагонки на стены не сложно.
Пошаговая инструкция по возведению гаража из бруса
Подготовка фундамента
Для гаража из бруса лучше всего подойдёт ленточный фундамент
Монтаж фундамента можно разделить на несколько этапов:
- Выбор типа фундамента и его размеров. Для гаражей чаще всего используют ленточный фундамент. Средняя глубина для него должна составлять 70-100 см, а ширина – 50 см. Длина и ширина рассчитываются исходя из размера будущего гаража.
- После всех измерений и разметки нужно выкопать траншеи для фундамента заранее обговоренной глубины. На дно траншеи насыпается песок и щебень — для прочности будущего фундамента.
- Далее устанавливается опалубка. Предпочтительнее всего просто купить и установить, но можно сделать её своими руками. Опалубка должна быть хорошо закреплена, чтобы в процессе заливки не сдвинулась и не деформировалась.
- Часто фундамент решают сделать армированным, для дополнительной прочности. Для этого в будущий фундамент вставляется металлическая сетка, которая скрепляется специальной проволокой.
- После армирования можно приступать к заливке цемента. Нужно подождать около месяца, пока фундамент наберёт полную прочность, после чего можно переходить к следующему этапу.
Монтаж сруба
Способы соединения бруса
На этом этапе производится монтаж венцов сруба. При сборке гаража из готового заводского комплекта все необходимые вырубки уже будут сделаны.
Если же вы делаете гараж из обычного сруба, то необходимо самостоятельно проделать нужные вырубки. Рекомендуется придерживаться типа «в полдерева» или «в лапу» — это наиболее проверенные и надёжные типы соединения. Определившись с типом, выполните черновую сборку сруба, согласно шаблону. Сделайте все необходимые запилы и отверстия, пронумеруйте брус для более удобной сборки после обработки специальными средствами.
Возведение гаража идёт полным ходом
Монтаж стен выполняется согласно выбранному типу проекта. Удобно использовать профилированный брус, так как он имеет специальные пазы для прочного скрепления.
Монтаж кровли
Металлочерепицу как материал для кровли стоит выбирать, если вы не очень ограничены в бюджете
Для возведения крыши нужно определиться с кровельным материалом. Есть несколько распространённых вариантов, из которых и придется выбирать:
- Керамическая и металлическая черепица. Очень дорогой и сложный в установке материал. Его используют для дорогих гаражей, характеризуется высоким качеством.
- Профнастил. Дешевый и легкий материал, который легко установить на любую крышу. Но, к сожалению, он подвержен коррозии и слабо держит тепло.
- Гибкая черепица. Продаётся в рулонах и очень легко монтируется на крышу. Единственный минус – короткий срок службы.
Возведение крыши начинается с установки мауэрлата — это важнейший элемент будущего перекрытия. Делается мауэрлат из бруса с сечением 150х150 мм. Мауэрлат крепится к стене с помощью скоб или шпилек.
На мауэрлат устанавливаются стропила — это каркас и основная часть односкатной крыши. Для стропил чаще всего используют брус сечением 100 мм.
Процесс установки стропил односкатной крыши гаража
Далее стропила скрепляются обрешёткой.
Не стоит забывать о гидроизоляции, которую нужно подложить под кровельный материал.
После возведения деревянной части крыши на неё кладётся кровельный материал, который изначально выбирался.
Расчёт
Для начала нужно определить желаемые размеры и форму гаража. Мы для примера возьмём самый стандартный и распространённый вариант – прямоугольный гараж длиной 7 м, шириной 4 м и высотой 3 м. В таком гараже можно комфортно размещать любой седан средних размеров.
Сначала нам нужно найти периметр будущего гаража. Делается это по формуле (А+В)*2.
(4 м + 8 м) х 2 = 24 м. Это периметр стен гаража.
Теперь нужно найти площадь стен. Для этого используется формула: p*h. То есть периметр умножить на высоту: 24 м х 3 м = 72 м2. Это площадь всех стен постройки.
Далее остаётся вычислить объём стен, а значит, объем нужного нам бруса. Сечение, которое мы взяли для примера, — 100 мм или 0.1 м.
Чтобы узнать объём, нужно площадь умножить на размер сечения. В нашем случае это: 72 м х 0,1 м = 7,2 м3. Именно столько материала понадобится для строительства гаража, взятого как пример размера.
Не стоит забывать о том, что из этого размера нужно вычесть размер ворот и окон, но он индивидуален для каждого случая. Например, окон может не быть совсем, а размер ворот сильно отличаться. Можно подстраховаться и не вычитать размер ворот, а оставшийся брус будет запасом на различные непредвиденные расходы или повреждения бруса.
Если же тратить лишние деньги не хочется, то достаточно вычесть из исходного размера объём бруса, который нужен для ворот. Например, ширина ворот – 2.5 м, а высота – 2 м. Тогда находим площадь: 2.5 м х 2 м = 5 м2. Далее умножаем площадь на сечение и получаем 0.5 м3, которые нам нужно вычесть из общего объёма необходимого бруса.