Дома архитекторов: 10 зданий, построенных для себя

Уникальные проекты, экспериментальный характер, смелые решения — все это про дома, которые архитекторы проектируют для себя и своих близких. Это единственный случай, когда архитектор одновременно выступает в роли исполнителя и заказчика, воплощая свои самые нестандартные идеи.

В этом материале вы узнаете:

  • в каких домах жили и работали известные архитекторы ХХ века;
  • как их принципы находили отражение в процессе проектирования и реализации собственных домов;
  • какие истории лежат в основе этих проектов.

Дом-мастерская Мельникова

Годы постройки: 1927—1929 Место: Москва, Россия Материалы: кирпич, дерево

В большей степени культурная аномалия, чем архитектурное чудо. Константин Мельников, главный мечтатель советского авангарда, сумел построить экспериментальный трехэтажный жилой дом для своей семьи в эпоху «квартирного вопроса». Этот проект по введению в практику новых архитектурных форм должен был стать прототипом советских домов-коммун.

Здание состоит из двух врезанных друг в друга вертикальных цилиндров. Многочисленные шестиугольные окна, орнаментально пронизывающие фасад, светлая, похожая на собор студия на третьем этаже. Над входом гордо высечена рельефная надпись «Константин Мельников Архитектор».

Несмотря на предоставленную на 15 лет Моссоветом ссуду, Мельников был сильно ограничен в средствах. Дом построили в режиме строгой экономии из самых дешевых традиционных материалов: дерева и кирпича. Внутри здания отсутствуют несущие конструкции, и практически нет изолированных помещений.

От низкого первого этажа к высокой светлой студии и террасе на крыше — пространство дома будто расширяется. Палитра красок художника усиливает эффект: медово-желтый в спальне, лиловый в просторной гостиной, белый в мастерской архитектора. И даже старинная громоздкая мебель выглядит вполне уместно в этих модернистских интерьерах.

Как вести себя на переговорах с архитектором?

Ваш архитектор — человек, которому вы доверяете дизайн дома своей мечты. Вы будете инвестировать много денег не только в проект, но также в дизайн и материалы, и вам нужно быть уверенным, что вы сможете приблизиться к своему идеалу.

Когда вы проводите собеседование с различными архитекторами для работы, одним из решающих факторов должно быть то, выполняете ли вы это, и уверены ли вы в достаточной уверенности в том, что сможете приблизиться к ним, и все будет работать нормально.

Разрыв связи может оказать длительное влияние на весь проект, поэтому, выбирая архитектора, убедитесь, что вы можете зависеть от них и что вам комфортно.

«Кабанон» Ле Корбюзье

Годы постройки: 1951—1952 Место: Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция Материалы: дерево, фанера

Не дом, а скорее хижина — последнее пристанище великого модерниста на Лазурном берегу Франции, в котором он провел последние годы жизни. Небольшое пространство площадью 15 м², чуть меньше корабельной каюты, — образец минимального жилища архитектора. Хотя внешне хижина и напоминает традиционную бревенчатую постройку, она тщательно спроектирована по модульной системе, разработанной Ле Корбюзье на основе пропорций человеческого тела.

«Ни один квадратный сантиметр не пропал даром. Маленькая ячейка в царстве человеческого существования, в которой была предвидена любая случайность»

В доме, изготовленном из сборных деталей и вызывающе скромных материалов, есть все необходимое: рабочее место, зона отдыха, шкафы для хранения вещей, сантехника и примитивная система вентиляции. Стены украшены яркой настенной живописью, а потолок покрыт слоем краски. Возведенный рядом с рестораном, дом не нуждался в кухне: дверь вела прямо в обеденный зал.

Единственное здание, спроектированное Ле Корбюзье исключительно для себя, сложно назвать бездушной «машиной для жилья». Несмотря на очевидное противоречие некоторым принципам модерниста, хижина является исчерпывающим доказательством того, что строгое соблюдение пропорций и внимание к свету — ключи к совершенству в архитектуре.

Зачем нужны еще и конструктор и инженер?

Работы по проектированию не заканчиваются расчетом материалов и составлением детального плана дома. Если архитектор обладает компетенцией конструктора, он составляет и конструктивную часть проекта. Но лучше, если это будут два отдельных специалиста — все-таки это разные типы работ.

Конструктивная часть проекта — это все, что касается возведения дома: кладочный план, раскладка плит, конструирование фундамента, проработка узлов соединений, схем креплений, пролетов перекрытий. В идеале архитектор разрабатывает проект дома, после чего в работу включается конструктор, который рассчитывает и прорисовывает в проекте все технические моменты, рассчитывает распределение нагрузки, определяет толщину несущих стен. Именно конструктор проектирует фундамент — на основе расчетов, которые делает архитектор, снимая нагрузки. При конструировании дома по проекту должны учитываться и грамотно распределяться все виды нагрузок на все несущие конструкции дома.

И, наконец, третий специалист, который может входить в «идеальную» схему — инженер, который на основе документации, разработанной его двумя коллегами, осуществляет надзор за строительством и сопровождает проект. В его функции входит не присматривать за рабочими, чтобы они не пили и не создавали инцидентов, а последовательный контроль за их работой, выдача заданий и приемка их выполнения.

Наш эксперт объясняет:

— Человек думает: «Да я сам нарисую, и пусть бригада строит». А это может сказаться на долговечности. Чем больше мы вложим в дом на стадии строительства, тем меньше придется вложить впоследствии на стадии эксплуатации. Да и затраты-то на проект не так велики, как кажется. По минимальным расчетам, затраты на проект, разработку конструкции и надзор —около 2% от стоимости строительства дома. А надежности будет больше. Кроме того, архитекторы и конструкторы дают гарантию на свои проекты — в среднем по рынку гарантия составляет 5 лет, но есть и компании, которые увеличивают этот срок до 10.


Речь идет о геологических изысканиях на участке, которые определяют тип грунта, возможно, залегание подземных вод, расположение геологических слоев. Фото: spbgeo.ru

Дом «Каноа» Оскара Нимейера

Год постройки: 1951—1953 Место: Рио-де-Жанейро, Бразилия Материалы: железобетон, стекло, дерево

Оскар Нимейер, последний классик модернизма и ученик Ле Корбюзье, был полной противоположностью своего учителя. Архитектура Ле Корбюзье была основана на функциональности, эргономичности и технологиях. Архитектура Нимейера поэтическая, чувственная, мягкая. Вдохновленный бразильской природой и изгибами женской фигуры, он смягчал строгость форм экспрессией гибкой линии. Нимейер первым показал, что бетон может быть таким же податливым и пластичным, как глина.

Собственный дом архитектора с видом на океан — классический образец органической архитектуры и манифест лирического модернизма. Использование таких материалов, как железобетон и стекло, пластичные формы, тесная связь с природой — все эти принципы в совокупности дополняют друг друга, создавая индивидуальный стиль, в котором сосредоточена вся суть архитектуры Оскара Нимейера.

«Архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной»

Изогнутая плоская крыша, поддерживаемая тонкими стальными колоннами, и прозрачные стеклянные стены делают здание единым целым с окружающим миром. Гранитная глыба, часть которой находится снаружи, а часть возвышается в гостиной, фактически становится центром всей композиции. Нимейер подчеркивает, что все барьеры и границы с внешним миром условны.

Подтверждением разрыва архитектора с условностями служит и планировка дома. Нимейер умело играет с понятиями «приватность» и «открытость». На полностью остекленном первом этаже расположена гостиная и кухня. С верхнего этажа лестница ведет в закрытую зону, где находятся спальни, ванные комнаты и кабинет архитектора. Всего лишь небольшое защищенное убежище в бесконечном мире неподвластной человеку природы.

Экспериментальный дом Алвара Аалто

Годы постройки: 1952—1954 Место: остров Мууратсало, Финляндия Материалы: кирпич, дерево, керамика

Летний дом Алвара Аалто — это своеобразная лаборатория архитектора, его испытательный полигон для проведения опытов. Дом находится в живописном месте на скалистом берегу озера, укрытом прибрежным лесом. Именно здесь финский модернист находит свободу для архитектурных экспериментов с материалами, строительными техниками и архитектурными формами.

Дом состоит из двух крыльев, в меньшем из которых расположена гостиная, а в главном находятся три спальни, кухня и столовая. Главной особенностью архитектурной композиции является двор с оборудованным местом для разведения огня. Две высокие белые кирпичные стены, напоминающие античные руины, дополняют картину. Вместе с крыльями дома эти стены окружают двор, делая пространство похожим на древнеримский атриум. Алвар Аалто вдохновлялся итальянской архитектурой. Он любил говорить, что каждый его проект начинался с путешествия в эту страну.

«Любое архитектурное решение должно нести в себе человеческий мотив, рожденный из анализа живой реальности»

В своей творческой лаборатории Алвар Аалто экспериментировал с материалами, фундаментом и системой солнечного отопления. Архитектор поделил стены и пол двора на 50 фрагментов, различающихся типом кирпичей, способом их укладки и наличием керамических вставок. Это позволило Аалто проанализировать долговечность материалов и их реакцию на суровый климат.

Интерьер дома оформлен в типичном для Аалто стиле: белые оштукатуренные стены, обилие дерева в отделке, мебель из гнутой фанеры, яркий контрастный текстиль. Помимо основного строения, архитектурный ансамбль также включает в себя сарай, финскую баню и причал для катера, спроектированного лично архитектором.

Топ-10 самых популярных домов 2021 года по версии портала zaggo.ru

8

Бревенчатый дом с сауной 90 м² из сухостойной сосны

Количество просмотров >21300
Месторасположение: ФинляндияПлощадь: 90 м²Этажность: 1 этажТип дома: срубФото: Hawkhill Nature
Загородный дом Villa Maria был сложен из сосны кело. Одноэтажная постройка в плане имеет форму прямоугольника, ее площадь — 90 м². Строительство из сухостоя имело немало выгод в сравнении с бревном естественной влажности: коробление венцов практически минимально, материал не меняет цвет, а появление плесени и микроорганизмов было заведомо исключено.

Заметим, что технология финской рубки обеспечивает отличную защиту от влаги и ветра. При русской рубке продольный паз остается открытым. Финские мастера делают паз закрытым: его особенность — в более вогнутой форме, так что утеплитель полностью скрыт. Поэтому в процессе эксплуатации финский дом не требует конопачения.

Что же касается чаши, она имеет трапециевидную форму. Шип обеспечивает идеальное сопряжение венцов, причем в процессе усадки происходит уплотнение соединений.

7

Загородный дом 102 м², построенный при ограниченном бюджете

Количество просмотров >31700
Месторасположение: США Авторы проекта:
Prentiss Balance Wickline Architects
Площадь: 102 м²Этажность: 1 этажТип дома: каркасныйФото: Eirik Johnson
Проект коттеджа площадью 102 м² адресован семейной паре, которая предпочитает отдых на лоне природы. Заказчики выбрали это место из-за красивых видов на усыпанный валунами косогор и близости леса.

Жилище состоит из двух объемов и стоит на небольшом склоне, опираясь на сваи. В большей части дома в общем пространстве слились гостиная, столовая и кухня — они отделены от гаража хозяйственным блоком. Спальни и ванную комнату архитекторы предложили распланировать в меньшем по размеру крыле. Оба блока связывает холл, имеющий выходы во двор. В зоне гостиной крыша образует большой навес — идеальное место для обустройства большой террасы. Фасад со стороны леса обшит металлическим сайдингом черного цвета, стена, выходящая на луг, облицована сосновой доской и отшлифованными фанерными панелями.

6

Каркасная дача 73 м²: большая терраса, высокие потолки, три спальни

Количество просмотров >46100
Месторасположение: Дания Площадь: 73 м²Этажность: 1 этажТип дома: каркасныйФото: DIAKRIT
Возводили коттедж по деревянной каркасной технологии, венчает его кровля, покрытая керамической черепицей.

Площадь дома невелика — всего 73 м², но он отлично спланирован. Центральная часть — это место общего сбора, объединившее гостиную, кухню и столовую. Слева и справа от главного входа находятся спальни: большая хозяйская с одной стороны и две гостевые с двухъярусными кроватями с другой. К прихожей примыкает компактный санузел с душевой кабиной. Панорамные окна, занимающие почти всю стену в гостиной и столовой, выходят на просторную террасу.

Внешний «деревенский» облик постройки определил ее внутреннее оформление. Тонированная с проседью обшивка, открытая стропильная система, мебель с грубой фактурой — характерные черты стиля кантри.

5

Дешевый дом 30 м² с сауной, построенный двумя студентами на заболоченном участке

Количество просмотров > 48300
Месторасположение: США Авторы проекта:
studio politaire
Площадь: 30 м²Этажность: 1 этажТип дома: каркасныйФото: André Boettcher
Студенты-архитекторы Тимм Бергманн и Йонас Беккер решили проверить себя и спроектировать дом. Жилище они строили вдвоем, лишь иногда прибегая к помощи друзей. Бюджет был ограничен суммой в 12 000 евро.

Каркас дома установили на фундаменте из оцинкованных водопроводных труб, которые местный подрядчик сварил вместе. Для строительства применяли в основном натуральные материалы. Так, коробка собиралась из пиломатериалов местного производства и многослойной фанеры.

Чтобы не выйти за пределы жесткого бюджета и проверить технологию, почти все работы студенты сделали сами.

На участке отсутствовали какие-либо коммуникации, в настоящее время дом даже не подключен к электричеству. За тепло отвечает металлическая дровяная печь, а также печь в сауне. Биотуалет установили во дворе.

4

Стильный деревенский дом: светлый интерьер, современная техника, винтажный декор

Количество просмотров > 53500
Месторасположение: Дания Площадь: 202 м²Этажность: 2 этажаТип дома: каркасныйФото: IVAN ELTOFT NIELSEN
Двухэтажный каркасный коттедж площадью 202 м² расположен рядом с лесом, недалеко от пляжа. Со стороны он выглядит по-сельски просто, однако внешность, как говорится, обманчива. Внутри — современный лаконичный интерьер с винтажными и этническими элементами декора.

Фасады дома отделаны темными досками, на фоне которых красиво контрастируют кипенно-белая сеточка филенчатых окон и дверей.

На первом этаже находится большая гостиная с кухней-столовой — их условно разделяет только кухонный остров. В изолированных помещениях расположена гостевая спальня, хозяйственный блок и небольшой санузел с душевой кабиной. На втором этаже, куда ведет изогнутая лестница, находятся четыре спальни, просторная ванная комната и гардеробная.

Дом Имзов

Год постройки: 1945—1949 Место: Лос-Анджелес, Калифорния, США Материалы: стекло, сталь, бетон, алюминий, дерево

Дом супружеской пары дизайнеров Чарльза и Рэй Имзов в пригороде Лос-Анджелеса спроектирован в рамках программы по строительству экспериментального жилья. Архитекторы, принимавшие участие в этой программе, использовали в своих проектах новейшие материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Дома должны были демонстрировать современный стиль и быть простыми в строительстве. Дом Имзов, изначально строившийся как показательный конкурсный объект, впоследствии стал их собственным.

Здание находится на склоне холма и опирается на массивную подпорную стену из бетона. Само строение состоит из двух стеклянных прямоугольных блоков, в одном из которых размещается студия-мастерская, а в другом — жилые помещения. Стальные рамы заполнены разнообразными как по цвету, так и по размеру прямоугольными вставками — панелями из стекла, алюминия и асбеста. Дом Имзов кажется живым воплощением абстрактных полотен Пита Мондриана.

Интерьер пестрит разномастной мебелью из натуральных материалов и многочисленными декоративными предметами. Четкое разделение пространства отсутствует. Обилие дерева, мягкий рассеянный свет, проникающий через разноцветные панели, и некоторая творческая хаотичность — все это создает особую, очень личную атмосферу.

Дом Вальтера Гропиуса

Годы постройки: 1937—1938 Место: Линкольн, Массачусетс, США Материалы: камень, кирпич, дерево, стеклоблок, сталь, пластик

Вальтер Гропиус, один из самых влиятельных архитекторов 20-го века и основатель школы Баухауз, в 30-е годы эмигрирует в США и начинает преподавать в Гарвардском университете. Тогда же он строит свой дом, который представляет собой гибрид традиционной архитектуры Новой Англии и модернистских учений архитектора. Гропиус показывает, что американские предметы массового производства можно вполне успешно использовать в современном дизайне. Эта новая архитектура вбирает в себя местные традиции не в ущерб модернизму.

Здание имеет строгую прямоугольную форму и плоскую крышу. Длинные ленточные окна выделяются на фоне белой деревянной обшивки. Фундамент сделан из природного камня. Единственными украшениями экстерьера служат крыльцо со стеной из стеклянных блоков и металлическая винтовая лестница — отдельный вход в комнату дочери архитектора.

Пространство первого этажа делится на зоны с помощью прозрачных стеклянных панелей. Почти вся мебель сделана в мастерских Баухауза в Дессау. Это самая большая коллекция мебели школы за пределами Европы. Основу интерьера составляют личные вещи, вывезенные Гропиусом из нацистской Германии. Во внутренней отделке архитектор использует минималистичную цветовую палитру, состоящую преимущественно из черного, белого, бледно-серого и земляного оттенков.

Особое внимание при проектировании дома уделялось новейшим для того времени технологиям. Гропиус продумал естественную систему вентиляции и установил акустические звукоизоляционные панели из пластика. В хозяйстве использовалась дождевая вода, которая собиралась благодаря специальным наклонным плоскостям крыши.

Архитектор-дизайнер для дома, как выбрать хорошие частные услуги?

Сохраните статью для себя или поделитесь ею в любимых соц.сетях:

Согласитесь, вопрос выбора архитектора стоит перед нами не часто. А некоторые люди этим вопросом не озаботятся вообще никогда. Тем не менее, если вам потребуется выбрать архитектора для своего проекта, вы можете прийти в замешательство. Правильный выбор будет определять комфорт и уют интерьера ваших апартаментов, а также его функциональность и эстетическую красоту. Соответственно, неправильный выбор полностью лишит вас всех этих желанных преимуществ. Наша задача – подсказать вам, как правильно выбрать архитектора для своего дома, который заставит вас поверить в архитектурные чудеса и проникнуться уважением к представителям этой загадочной профессии. domisad.org

Настоятельно рекомендуем озаботиться вопросом найма специалиста на самой ранней стадии. Дом, разумеется, еще не должен быть построен. Недостроенный вариант также не приветствуется, поскольку он будет ограничивать полет фантазии вашего архитектора. Специалисту предстоит создать проект, который предусматривает взаимодополненяемость ваших хором окружающим ландшафтом, учитывая стилистическую выдержку и функциональные аспекты. И чтобы этого добиться, архитектор должен продумать все от начала до конца.

Современные высшие учебные заведения к настоящему времени выпустили массу архитекторов. Одни уже имеют опыт, а другим только предстоит его набраться. Как говорится, архитектор архитектору рознь. Ну а какой специалист понадобится для вашего проекта, мы определим далее.

Как и где найти хорошего частного архитектора-дизайнера?

Итак, при выборе профессионального архитектора вам необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

1. Образование.

Вопрос образования должен решаться только после определения целевой направленности архитекторских услуг, которые будут оказываться специалистом. Например, если вам требуется перепланировка, предусматривающая снос и возведение перегородок, или нужно составить проект нового фасада для вашего дома, то вам нужен строго архитектор. Если же вы хотите добиться результата, который поразит вас в эстетическом аспекте, то архитектор должен иметь уклон в сторону дизайна. Впрочем, многие архитекторы дружат с дизайном и всячески им увлекаются, вследствие чего получаются достаточно интересные архитекторские проекты.

2. Опыт.

Прямо скажем, вопрос с опытом не так однозначен, как может показаться. В конце концов, архитектура неразрывно связана с творческими процессами, которым опыт может только навредить. Многие специалисты, только закончившие свои ВУЗы, уже имеют элементарную практику, которой они набрались на последних курсах. То есть, рука у них уже набита, и с простыми проектами для них справиться не составит труда. А вот сложный проект – это уже другое дело. Вашей задачей в этом случае будет определение степени оригинальности конечного результата. Если вы хотите все сделать канонически и надежно, то вам понадобится профессиональный архитектор-дизайнер с большим опытом, который, конечно, возьмет за свою работу большую сумму. Если же вы хотите получить действительно оригинальный проект, то рекомендуем поискать таланты среди новичков. У них, как говорится, глаз не замылен, поэтому они могут подойти к работе более индивидуально и оригинально, чему вы будете несказанно рады. Да и денег они с вас возьмут гораздо меньше. Но в этом случае вам нужно быть готовым к смелым экспериментам, которые новички вам непременно предложат.

3. Портфолио.

Портфолио – очень важный вопрос для творческого человека, коим, конечно, считает себя каждый архитектор. Это его визитная карточка, которая должна постоянно дополняться и корректироваться. Заказчик по портфолио сможет увидеть, какого результата работы ему стоит ожидать от своего визави. Что представляет собой архитектурное портфолио? Как правило, это альбом с фотографиями, чертежами, проектными планами и т.д. Помимо фотографий могут использоваться компьютерные наработки. Разумеется, в портфолио выставляются самые удачные работы, а неудачные никто вам показывать не будет. Выбирая архитектора, просмотрите несколько портфолио от разных кандидатов и сделайте выводы о том, достоин ли талант архитектора вашего проекта.

Выбрав несколько специалистов таким образом, устраивайте личную встречу, на которой вы будете говорить о заинтересовавших вас проектах из фотоальбома. Пусть архитектор-дизайнер прокомментирует отдельные моменты, рассказывая вам о том, как он до них додумался. Если специалист рассказывает с душой и проникновением, значит, он по-настоящему любит свою работу. Хотя это уже вопрос психологии. Не бойтесь задавать вопросы, на которые вы должны получать четкие ответы. Перед встречей рекомендуется хотя бы поверхностно ознакомиться с вопросом, дабы на интервью не выглядеть полным профаном, которому можно нести все, что взбредет в голову.

Помимо профессиональных качеств, вы должны оценить архитектора с личной стороны, в плане налаживания контакта. Это важно, поскольку архитектор в процессе составления проекта должен находиться в тесной взаимосвязи с заказчиком, дабы последнему гарантировано понравился конечный результат.

4. Рекомендации.

Рекомендации – вопрос сомнительный. Можно найти хорошего архитектора без рекомендаций и плохого с самыми лучшими заверениями его профессионализма. Поэтому, можете поинтересоваться у специалиста о прошлых работах, членстве в каких-либо архитектурных объединениях и т.д. Рекомендации будут плюсами в копилку профессионала, но сильно полагаться на них мы бы не советовали.

5. Договор.

Все проводимые работы должны скрепляться официальным договором, в котором будут прописаны права и обязанности как архитектора, так и заказчика. Кроме того, в договоре указывается конкретное техзадание, стоимость работ, порядок оплаты, сроки начала и окончания работ, штрафные санкции по неисполнению пунктов договора. Не помешает прописать порядок досрочного расторжения договора, которое может наступить по тем или иным причинам. Если вы работаете с архитектором из определенной компании, то в договоре может быть указана возможность предоставления другого специалиста, если работать с данным архитектором более не представляется возможным.

Этапы проектирования, что входит в услуги архитектора-дизайнера?

Архитекторский проект должен включать в себя следующие этапы.

1. Техзадание.

Работая над техзаданием, профессионал изучает все особенности разрабатываемого объекта, определяет размеры помещения, а если проводится работа с готовым или полуготовым объектом, то выясняется, в каком он состоянии. Кроме того, техзадание включает в себя моменты, которые необходимо учесть в процессе проектирования. Это может быть площадь, назначение и состав помещений, стилистическая выдержанность и т.д.

2. Планировка.

Данный этап подразумевает разработку нескольких планировок объекта, которые представляются заказчику. Из нескольких планировок выбирается одна, которая и утверждается в качестве основной. На этом этапе важно не забыть привязать проект к электрическим и сантехническим коммуникациям.

3. Эскизы.

Пожалуй, наиболее продолжительный и трудоемкий этап, в процессе которого архитектор-дизайнер занимается трехмерным моделированием своего проекта на компьютере. На основе полученной визуализации, архитектор и заказчик смогут проследить стиль, цвет, конфигурацию, раскладку отделочных материалов, гармоничность мебели, корректность освещения, рациональность использования декоративных элементов и аксессуаров.

Проведя визуальный осмотр, заказчик может внести некоторые коррективы по своему желанию. Грамотные архитекторы дополняют трехмерную визуализацию картинками от руки, которые представляют проект в более привлекательном свете.

Что касается подбора мебели и материалов, то его лучше проводить по каталогам. При этом архитектор может и сам порекомендовать вам ту или иную фирму, в которой он уверен на 100 процентов. В отдельных случаях, этап подбора материалов полностью ложится на плечи архитектора, а заказчик лишь осуществляет контроль.

4. Рабочий проект.

Готовый рабочий проект включает в себя целый ряд чертежей, каждый из которых обрисовывает план действий на конкретном этапе.

Примерный состав рабочего проекта:

• План помещений с обмерами. • Перепланировка с уже расставленной мебелью. • Общий строительный план. • Демонтажный план. • План по расстановке сантехники. • План электрики и электрических изделий, в котором отображаются типы выключателей, розеток, светильников, выводов и электроприборов, включая высоту размещения и местоположение. • План потолков. Если предусматриваются разноуровневые потолки со встроенными светильниками, они указываются в разрезе. • Отделочная ведомость для строительной сметы, расписывающая расходы на используемые материалы. • План полов с их конкретным составом. • План раскладки напольной и настенной плитки. • Развертки стен с декоративными элементами. • Чертежи оригинальных декоративных элементов, включая барные стойки, лепнину, ниши, дверные проемы и витражи.

5. Надзор со стороны автора.

Помните, что архитектор-дизайнер не занимается непосредственно строительством и обустройством. Он лишь разрабатывает проект. Однако в договоре вы можете прописать необходимость авторского надзора. То есть, за дополнительную плату архитектор будет следить за тем, чтобы строители все сделали по разработанному плану. Это особенно важно в том случае, если проект оказался сложным, оригинальным, нестандартным.

Множество нюансов, которые строители могут пропустить мимо ушей, будет учтено надзорным архитектором. Разумеется, ночевать он на объекте не будет. Но, скажем, 3 раза в неделю его появления будет вполне достаточно. Помните и о том, что архитектор не будет проверять ровность углов и гладкость стен. За это отвечают строители. Он может лишь дать общие рекомендации по исполнению разработанных им решений и сложных элементов. На авторском надзоре вполне можно сэкономить, если проект не отличается особенной сложностью. Приходя на объект те же 3 раза в неделю, вы сможете контролировать процесс самостоятельно.

Подробнее о том, что такое авторский надзор и его преимуществах вы можете прочитать здесь:

В чем заключается необходимость авторского надзора?

Подойдите к процессу выбора архитектора со всей ответственностью, и тогда вы сможете выбрать того специалиста, который гарантировано подойдет под ваш проект.

Комментарии, ответы на вопросы

  1. Ева лучше всего взять и посмотреть на творения архитектора, посмотреть, что он строил, по каким технологиям. Не знала, что этапы проектирования включают в себя столько много пунктов, здесь действительно нужно мастерство.

    Ответить

Стеклянный дом Филипа Джонсона

Годы постройки: 1948—1949 Место: Нью-Канаан, Коннектикут, США Материалы: стекло, сталь, кирпич

Вдохновленный проектом виллы Фарнсуорт Людвига Миса ван дер Роэ, Филипп Джонсон начинает свой первый крупномасштабный проект, следуя принципу немецкого архитектора «Меньше — значит больше». Небольшой одноэтажный дом с открытой планировкой задуман как простая прямоугольная конструкция из стекла и стали.

Внутреннее пространство дома состоит из одной комнаты, поделенной на зоны невысокими деревянными модулями. Единственным закрытым помещением, разграничивающим пространство от пола до потолка, стала кирпичная ванная комната цилиндрической формы. Количество предметов мебели сокращено до строгого минимума.

«Эта вещь — самая чистая из всего, что я создал в своей жизни в архитектуре»

Отношения между интерьером и экстерьером играли ключевую роль для американского модерниста. Стеклянный дом был не просто архитектурным объектом, а частью тщательно продуманного ландшафтного проекта. Джонсон рассматривал пейзаж как визуальное продолжение внутреннего пространства дома. Как и мебель, это была неотъемлемая часть интерьера. Сам он любил говорить: «У меня очень дорогие обои».

Стеклянный дом стал первым из 14 сооружений, которые Филип Джонсон возвел на своем участке в Коннектикуте за пятьдесят лет своей творческой деятельности. Архитектурный комплекс также включает в себя гостевой дом, художественные галереи и павильоны.

Дом Шрёдер в Утрехте

Годы постройки: 1923—1924 Место: Утрехт, Нидерланды Материалы: железобетон, сталь, кирпич, дерево

Геррит Ритвельд, самый известный голландский архитектор и дизайнер 20 века, по просьбе вдовы, а позже своей фактической жены, Трюс Шрёдер спроектировал дом в Утрехте. Недавно овдовевшая мать троих детей хотела, чтобы дом полностью соответствовал ее представлениям об идеальном жилище. Она мечтала о пространстве, которое не ограничивало бы ее.

Дом спроектирован в соответствии с принципами неопластицизма и голландского художественного объединения «Де Стейл», членом которого был Ритвельд. Характерные черты этого направления: стремление к универсальности, строгая геометрия форм, художественная чистота и строгость. Дом выглядит как упорядоченная система черных, серых, белых, синих, красных и желтых элементов. Здание не служит фоном для абстрактной композиции, а само является ею.

Каркас дома сделан из железобетонных плит и стальных профилей, стены выложены из кирпича. Первый этаж имеет вполне традиционную планировку – кухня, студия и библиотека разделены стенами. Второй этаж представляет собой легко трансформируемое с помощью раздвижных панелей пространство. Вместо штор использовались цветные ставни из фанеры. Согласно принципам неопластицизма предметы интерьера были окрашены в цвета основной палитры. Вся мебель в доме была изготовлена самим Герритом Ритвельдом.

Дом Ванны Вентури

Годы постройки: 1962—1964 Место: Филадельфия, Пенсильвания, США Материалы: кирпич, дерево

В 60-е годы ХХ века начинающий архитектор Роберт Вентури проектирует для своей матери первое в истории «антимодернистское» здание. Через два года после завершения строительства Вентури публикует манифест «Сложность и противоречие в архитектуре», в котором он критикует модернизм и интернациональный стиль. Вскоре эта работа положит начало постмодернистскому движению, несмотря на то, что сам Вентури постмодернистом себя никогда не считал.

За внешней простотой фасада скрывается сложная и противоречивая архитектурная концепция. Вместо уже привычной асимметрии — практически полная симметричность, нарушаемая лишь расположением окон. Нетипичная для архитектуры того времени двускатная крыша, «расколотый» на две части фронтон и массивный дымоход — каждая деталь как своеобразный протест против модернизма. Снаружи может показаться, что дом намного больше, чем он есть в действительности — Вентури намеренно искажает масштаб.

Нарушения пропорций присутствуют и в интерьере дома. Размеры камина не соотносятся с размерами комнаты, а широкие невысокие двери и разноразмерные окна еще больше усиливают этот визуальный эффект. По просьбе матери архитектора все основные жилые помещения расположены на первом этаже. Весь второй этаж с просторной спальней-студией и террасой занял сам Роберт Вентури.

Вентури показывает, что стремление к многозначной архитектуре со всеми сопутствующими ей противоречиями не означает отказа от функциональности и целостности. На знаменитую фразу Людвига Миса ван дер Роэ «Меньше — значит больше» Вентури остроумно отвечает: «Если меньше, то тоскливее».

Не лучше ли сэкономить на проекте и не нанимать архитектора?

Не секрет, что многие будущие домовладельцы не хотят заказывать отдельно проект и нанимать архитектора — на это жалко тратить деньги. Ведь формально составление архитектурного проекта дома сейчас не требуется законом.

Однако в таких соображениях экономии может крыться принципиальная ошибка: грамотно составленный проект дома примерно на 98% будет давать расчет материалоемкости дома. Архитектор и конструктор распишут большую часть тонкостей: какая будет марка перемычек, какие плиты перекрытия, сколько уйдет материалов — например, кубатура кирпича или количество тонн цемента. Таким образом, после работы с профессиональным и грамотным архитектором на площадке не будет оставаться лишних строительных материалов, потому что специалист оперирует четкими цифрами.

Игорь Суслов рассказывает:

— Возможно, вы замечали на участках, где только что завершилась стройка, горы досок, штабели кирпичей, пакеты с цементом? На «Авито» порой тоже попадаются объявления в духе «продам остатки материалов от строительства». При этом надо понимать, что излишки материалов — это лишние деньги, которые потратил заказчик. По нашему опыту, от строительства по «самопальным проектам» потери материалов в среднем составляют 150—200 тысяч рублей. При этом средняя стоимость проекта дома начинается от 400 рублей за квадратный метр. То есть, даже если за проект 100-метрового дома вы отдадите 40 000 рублей, то сэкономите порядка 100 тысяч на расчете материалов.

Так за счет чего же формируется экономия при грамотном проектировании? Это происходит, поскольку архитектор исходит из модульности материалов: стандартной ширины и высоты кирпича, объема газо- или пенобетонных блоков, типоразмеров плит перекрытий или стандартной длины деревянного бруса. Словом, каждый материал имеет свои геометрические стандарты, поэтому проектировать дом и помещения нужно так, чтобы нужно было менять эти стандарты (например, отпиливать) как можно меньше. Грамотный расчет гарантирует, что образуется минимум остатков, а следовательно, будут сэкономлены средства. Вся ведомость материалов, которые потребуется использовать на строительство, будет приложена проектировщиками к проекту.


Грамотный расчет гарантирует, что образуется минимум остатков, а следовательно, будут сэкономлены средства. Фото: au.ru

Игорь Суслов приводит пример:

— Очень много в последнее время мы видим проектов, в которых много монолитных участков по перекрытиям. А ведь такие участки — дорогое удовольствие. И мы видим, что архитектор делает нестандартный расчет, который придется реализовывать за счет кошелька заказчика. Но можно это все рассчитать с учетом стандартных типоразмеров материала, ведь у каждого из них своя модульность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]