Окна в архитектуре, искусстве, символизме. Продолжение.

В дизайне загородных домов сейчас используют мотивы любых эпох. Конечно в основном это стилизация. Ведь архитектурный функционализм, возникший в 20 веке, укрепился, кажется, надолго. Однако любая такая стилизация крайне редко затрагивает окна коттеджа, хотя оконные проемы можно сделать практически любыми. Это особенно актуально для традиционных стилей домов.

Наш опыт разъездов по коттеджным поселкам Подмосковья говорит о том, что окна остаются прямоугольными даже при самом смелом декорировании стен. Поэтому мы решили провести краткий экскурс по непривычным для нас, «непрямоугольным» окнам.

Окна модерна

Тут могут быть вялые скругления, асимметрия и прочие нестандартные красоты.

Многие из перечисленных архитектурных стилей окон требуют больших площадей фасадов. Именно модерн остается актуальным и органичным в классическом дизайне загородных домов, но он наиболее трудоемок в производстве.

Каноны классического стиля

Основанный на правилах античности, классический стиль в архитектуре весьма узнаваем. Для него характерны следующие черты:

  1. величественная монументальность;
  2. чёткость пространственных решений;
  3. строгость форм;
  4. лаконичность отделки;
  5. использование ордерной системы;
  6. светлые, неброские цвета в оформлении.

Элементы классики

Классическая архитектура, как и любая другая, имеет свои особенности. В данном случае выделяются:

  • Ордерность конструкций. То есть, для любой постройки, выполненной в этом стиле обязательно наличие колонн и антаблемента (горизонтальной части). Как правило, они обозначают главный вход, реже – украшают балкон или террасу.
  • Симметрия. Это обязательный элемент стиля, неразрывно связанный с предыдущим. Все постройки должны быть симметричны не только относительно центральной оси, но и внутри каждого фрагмента.
  • «Золотое сечение». Предполагает идеальное соотношение ширины и высоты здания, задавая гармоничность пропорций.
  • Регулярность планировки. Предусматривает наличие одинаковых элементов, расположенных на определённом расстоянии друг от друга.
  • Воспроизведение в разных частях постройки одной и той же геометрической фигуры, но неодинаковых размеров.
  • Наличие нескольких этажей.
  • Греческий портик.
  • Использование статуй, мраморных лестниц, барельефов на фронтоне.
  • Сдержанный декор, без излишеств.

LiveInternetLiveInternet

Историю окон интересно рассматривать сквозь призму различных эпох, культур и религий. Если верить научным данным, то первые в истории окна (приблизительно такие окна, какими мы привыкли их видеть сегодня) появились на средиземноморском острове Крит во втором тысячелетии до нашей эры. Однако, дальнейшего развития эта архитектурная «новинка» не получила и ушла в забвение вместе с упадком крито-микенской цивилизации. Далее окна стали привычным архитектурным элементом лишь несколько веков назад, что по меркам истории можно считать ничтожным сроком. Дело в том, что древние дома были лишены окон. Это связано отнюдь не с ограниченными познаниями в архитектуре или недостаточной развитостью техники. Отсутствие окон можно объяснить исключительно с практической стороны. Дом был главным убежищем человека от жары и холода, от ветра, дождя и снега, и с этими функциями как нельзя лучше справлялись глухие стены, ведь закрыть оконный проем стеклом в те давние времена просто — напросто не представлялось возможным. Ко всему прочему, через оконные проёмы в жилища могли проникать злые духи – так считали долгое время.


Если рассматривать постройки древней Греции, Рима и других Средиземноморских государств древности, то можно увидеть отсутствие оконных проемов в современном понимании этого слова. Однако, эти постройки имели другую особенность – практически везде имелся внутренний дворик, который являлся полноценным источником света для внутренних помещений. Кроме того, в стенах имелись щели, сквозь которые в комнаты также проникал солнечный свет. Однако, если рассматривать жилища древних греков, то такие щели в стенах имелись не во всех помещениях. В основном, они встречались лишь в залах для пиров и других подобных комнатах, а в помещениях, предназначенных для женщин, таких проёмов не было вовсе. В древнем Египте жилища имели и еще один источник освещения – это специальные боковые проёмы под кровлей, закрытые решетками. Эти решетки, как считается, были призваны защитить дома от проникновения птиц, что в те времена считалось предвестником бед и несчастий. Стоит отметить, что люди все же пытались создать некую иллюзию окон – в жилищах имелись декоративные ниши, раскрашенные красками, имитирующими цвет неба и солнца.


Древнерусские, славянские постройки все же имели некое подобие современных окон. В стенах делали небольшие отверстия, сквозь которые мог проникать солнечный свет, хоть и в ничтожно малых количествах. Однако, в силу климатических особенностей, была необходимость в том, чтобы загородить такие проёмы от проникновения ветра и холода. Альтернативной современному стеклу тогда служили слюдяные оконницы (самый «престижный» и дорогой вариант), бычий пузырь, даже тонкие пластины из древесины, налимья кожа, бумага, а также рыбий паюс и холст. Зимой также могли использовать обычный лед! Как ни странно, такое «стекло» надёжно защищало дом от холодов и прекрасно пропускало солнечный свет. Вышеперечисленные имитации стекла можно было встретить в русских селеньях еще около ста лет назад, причем, как в сельских, так и в городских. Популярным методом защиты дома от проникновения холода сквозь оконные проёмы была также специальная задвижная доска, которая не наглухо закрывала окно – так называемые волоковые окна. Для того, чтобы компенсировать ещё меньшее поступление солнечного света, использовалась специальная конструкция и расположение окон в доме. Для примера можно привести косящатые окна, которые представляли собой по сути сразу три окна – большое центральное и два небольших боковых окна, расположенных ниже центрального. Такие окна были снабжены рамным переплетом, косяками и притолокой.

Со времени своего появления до сегодняшнего дня формы и размеры окон претерпели большие изменения. Изучая средневековые постройки, мы можем увидеть и небольшие окна-бойницы, и огромные французские окна, которые занимали практически всю стену в помещении. Общая тенденция, однако, заключалась в постоянном расширении оконных проемов, которые, для защиты от непогоды и посторонних глаз, закрывались деревянными ставнями. Помимо ставень из дерева, также использовались металлические решетки, резные известняковые пластины, пластины из мрамора или глины – в зависимости от культурных, погодных и ремесленных особенностей того или иного региона. Для лучшего освещения внутренних помещений, с XVII века оконные проемы начали конструировать в форме арок, с расширением во внутреннюю сторону помещения. Тогда окна уже имели металлические рамы, которые образовывали на окне сетку из кубов, кругов и других геометрических форм. Слюда, заменяющая современное стекло, в то время могла раскрашиваться в различные оттенки. Стоит отметить, что слюда практически не обеспечивала никакой теплоизоляции, поэтому все окна в обязательном порядке снабжались деревянными ставнями. В некоторых случаях ставни дополнительно обивались сукном или мехом.

Оконные проёмы больших габаритных размеров появились в европейских странах во времена Эпохи Возрождения. Благодаря императору Петру I большие окна появились и в российских домах. Однако, это архитектурное нововведение было воспринято с настороженностью, в особенности, со стороны духовенства, что заставило императора издавать соответствующие указы, обязывающие снабжать новостройки большими светлыми окнами (в частности, указ 1714 года, который обязывал использовать при строительстве домов проекты архитектора Трезини). Первыми постройками, соответствующими новым тенденциям, в Петербурге стали Зимний и Летний дворцы, дворец А.Меньшикова. В те времена в оконные проёмы уже начали закрывать стеклом, оконные проёмы стали большими, с мелкой расстекловкой, само их количество в домах также увеличилось.

Стоит отметить, что стекло для окон начали использовать уже в первом веке нашей эры. Наибольшее распространение оно тогда получило в древнеримских постройках, когда осваивалось строительство многоэтажных зданий. Стекло могло использоваться целиком для небольших окон, либо могло вставляться в специальные оконные рамы из дерева или бронзы. Несмотря на это, до XVIII века стекло не использовалось повсеместно как таковое. Во-первых, его изготовление было чрезвычайно трудоёмким и дорогим. Во-вторых, качество стекла в те времена оставляло желать лучшего: оно было толстым и мутным, имело зеленоватый оттенок и плохо пропускало солнечный свет (стоит отметить, что более традиционная в то время слюда с этой задачей справлялась даже лучше). Широкое распространение стекло получило относительно недавно, когда технология его производства уже перестала быть секретом и претерпела значительные усовершенствования.

Вслед за широкими большими окнами, Петр I привнес в российскую архитектуру и еще одну новинку – это окна-двери, чрезвычайно популярные в то время в странах западной Европы, в частности, во Франции. Однако, в силу российского сурового климата, это новшество не прижилось и не получило широкого распространения.


Классические постройки 18 века в России делились на две половины – достаточно скромную жилую зону и зону, где демонстрировалась роскошь и высокое положение хозяев дома. Центральные парадные залы имели несколько рядов больших окон, расположенных, как правило, по вертикали. Жилые помещения снабжались окнами гораздо меньших габаритных размеров, которые могли иметь совершенно различную форму. Также в классических интерьерах тех времен можно увидеть и еще одну интересную деталь – это гостиные-веранды, где стекла вставлялись непосредственно между колонн, заменяя собой полноценные стены.

Помимо вышеупомянутых окон-дверей, стали использовать еще и кровельные окна, так называемые световые фонари. Однако, опять же в силу российских климатических особенностей, большую часть времени такие окна были закрыты деревянными ставнями и колпаками, что мы можем видеть, к примеру, в Останкинском дворце. Помимо деревянных колпаков, для лучшей изоляции кровельных окон также использовали войлок.


Именно с 18 века в России окно как таковое стало восприниматься не только как источник света, но и как способ обозревать и любоваться окрестностями. Поэтому окна были большими, низко посаженными (чтобы обозревать происходящее за окном даже в сидячем положении), высокими и узкими, а напротив окон сооружались лесенки и помосты – своеобразные смотровые площадки. Несмотря на высокую эстетическую привлекательность подобных конструкций, они не были пригодны для того, чтобы создавать комфортные условия для проживания в помещении. И уже с начала 19 века окна в зданиях стали приобретать более практичную конфигурацию и габаритные размеры.


В 20 веке история окон вступила в свой новый этап. С развитием технологий, в распоряжении архитекторов появилось масса решений для того, чтобы сделать окно и практичным, и эстетичным: всевозможные модификации окон, разнообразные формы и конструкции, применение нестандартных материалов для изготовления рам. К слову, революционным этапом в истории современных окон можно считать изобретение в середине 50-х годов первого оконного профиля из ПВХ, который сегодня уже распространен буквально повсеместно, в более усовершенствованной модификации.

Виды окон.

Берлинское окно. Данное трехстворчатое окно располагается, как правило, в помещении, находящемся на пересечении флигелей здания, во внутреннем углу комнаты.

Бифориум. Окно, свойственное для романской архитектуры. Представляет собой окно из двух проемов, разделенных между собой декоративной колонной.

«Бычий глаз». Окно, расположенное над дверью. Как правило, имеет овальную или круглую форму.

Веерное окно. История данного типа конструкции окон берет свое начало в романской культуре. Верхняя часть данного окна представляет собой своеобразный веер из отдельных соединенных между собой секторов.

Венецианское, или палладианское окно. Окно арочной конструкции, состоящее из трех секторов.


Волоковое окно. Узкое длинное окно (до трех метров длиной). Такие окна располагались в деревянных брусчатых домах и закрывались изнутри специальными дощечками.

Красное, или косящатое окно. Рама данного окна обрамляется косяками, часто – с изящной деревянной резьбой.


Мезонинное окно. Данные окна призваны обеспечить лучшее освещение помещений, и располагаются поверх основного ряда оконных проемов.

Окно второго света. Окно, расположенное во внутренней стене здания для освещения темных комнат, не имеющих оконных проемов, выходящих непосредственно на улицу.


Окутное окно. Окно, расположенное в углу помещения.


Роза. Окно, расположенное над дверным проемом. Конструктивно представляет собой круг, внутри которого имеются изящные переплетения-лучи, исходящие от центра. Характерны для готической архитектуры.


Рыбий пузырь. Окна, также характерные для готической архитектуры. Такие окна имеют сложную криволинейную конструкцию.

Слепое окно. По сути, это имитация оконного проема – специальная ниша в стене помещения.


Слуховое окно. Окно, расположенное в чердачном помещении, на скате кровли.


Флорентийское окно. Конструктивно такое окно представляет собой несколько арок, которые объединены одной аркой большего радиуса. https://oknapiter.ru

Серия сообщений «=история вещей=»:
Часть 1 — История вещей. Веер. Часть 2 — Ширма в интерьере. … Часть 8 — Шедевры – керосиновые лампы. История. Часть 9 — История снеговика Часть 10 — История окна Часть 11 — История столового белья — Скатерти и салфетки Часть 12 — Снежный шар своими руками … Часть 29 — Джозефина Кокрейн и посудомоечная машина Часть 30 — Из истории вещей… Что такое карне? Часть 31 — Запонки

Искусство или компромисс?

Как и следовало ожидать, многие представители влиятельных архитектурных кругов отнеслись к проектам Терри без восторга. Они сочли смешанное проектирование лондонского Ричмонд-Риверсайда — с элегантными классическими фасадами, скрывающими современные деловые помещения открытой планировки, — архитектурной имитацией худшего пошиба. Защитники этого проекта возразили, что хоть это решение и компромиссно, оно вполне практично: прохожие с удовольствием взирают на фасады, а служащие внутри здания пользуются его функциональным устройством.


Ричмонд-Риверсайда

Быть может, вердикт современному классицизму — тоже компромисс. Этот стиль применим к постройке разнообразных зданий, если за него берутся мастера уровня Реймонда Эрита. Кроме того, классические дома по-прежнему нравятся многим их обитателям. Классицизм хорошо подходит чувствительному историческому окружению — от английского Оксфорда до американского Бостона.

Применение традиционных материалов, если вырабатывать их по месту строительства, также имеет смысл, поскольку сокращает расходы на транспортировку и наносимый окружающей среде ущерб. Традиционные здания к тому же обычно дешевле отапливать и охлаждать, чем модернистские или хай-тековые с их гораздо большими стеклянными поверхностями. В мире, способном принять страннейшие углы и пространства деконструктивизма и причуды постмодернизма, найдется место и для классицизма.

Классицизм и игра света

Красота классической архитектуры, среди прочего, состоит в том, как ее формы — обломы, русты, колонны — играют со светом и тенью, добавляя фасадам и интерьерам интересности и глубины по мере движения солнца по небосводу. Во времена частичного или полного отсутствия искусственного освещения это было совершенно необходимо, но это свойство обогащает наше переживание классической архитектуры и по сей день. Куинлэн Терри обращал особое внимание на то, как комбинация окружностей и квадратов на вершине тосканской колонны создает комбинацию жестких и мягких теней.

Поделиться ссылкой

Декор в экстерьере


Для классического стиля в современной архитектуре характерны следующие декоративные элементы:

  • белоснежные колонны, украшающие входную группу;
  • большие балконы;
  • античные фронтоны;
  • фигурные балюстрады и парапеты;
  • выступающие межэтажные карнизы;
  • изысканные наличники;
  • орнаментальные барельефы (меандры, листья, пальметты, розетки);
  • цокольный этаж, отделанный декоративным камнем.


В городских условия зачастую используется «облегчённый» вариант классики, в котором колонны заменяются полуколоннами или пилястрами, а лепнина и барельефы уступают место подчёркнуто строгим наличникам, карнизам и угловому декору.

Доводы против классицизма

Есть противники классицизма, которым он видится попросту набором декоративных средств, приложенных к зданиям, имитирующим георгианскую архитектуру или архитектуру Возрождения. Поборники классицизма — например, современные британские архитекторы Куинлэн Терри и Роберт Эдам — не соглашаются и утверждают, что классицизм на самом деле — стиль высокофункциональный. Классические планы жилых построек можно адаптировать к современным требованиям; классические детали вроде обломов и ордеров можно применять для ориентировки людей внутри здания, обозначая разницу между дверью в гостиную и дверью в кладовку, или маркируя центральный вход в помещение.


Куинлэн Терри

Оппоненты стиля отмечают и то, что классицизм ушедших эпох применялся к постройкам сравнительно узкого целевого диапазона — к жилым помещениям, церквям и городским ратушам. Можно ли приспособить классическую архитектуру к строительству аэропортов, заводов и других современных сооружений? Классицисты утверждают, что можно. Классические архитекторы Возрождения были невероятно изобретательны, а значит, и современным следует проявлять то же качество.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]