Дома-сказки: невыдуманные истории московских зданий на рубеже веков

В ноябре Москва заняла первое место на региональном этапе конкурса World Travel Awards 2021 в номинации «Лучшее туристское направление для изучения культурного наследия в Европе». Не последнюю роль в этом сыграли удивительные здания, построенные на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. Они кажутся сказочными из-за своих башен и изображенных на фасадах жар-птиц и райских цветов. Да и о каждом из них можно написать отдельную сказку. Истории самых известных московских домов-теремов — в материале mos.ru.

Русские терема

Петушки, окошки разной формы, горельефы-змеи, сирены и фениксы на настенных панно… Кажется, что доходный дом Перцовой в неорусском стиле на Пречистенской набережной — декорация к русским сказкам об Иване-царевиче, Змее Горыныче, Кощее Бессмертном.

«Сказочными такие здания называют неспециалисты, которые сразу вспоминают иллюстрации Ивана Билибина и Виктора Васнецова. На самом деле, создатели этих домов придерживались иной концепции. После отмены крепостного права в 1861 году представители народа и творческой интеллигенции искали способы самоидентификации, обращались к истокам русской архитектуры, особенно северной, пытались приспособить ее под нужды современного человека. Так появился неорусский (псевдорусский) стиль: щипцовая крыша из двускатных элементов с коньками, кирпичный узор, панно по эскизам народной вышивки. Нечто, похожее на палаты XVI–XVII веков, когда на Руси еще не чувствовалось европейское влияние», — объясняет краевед и главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.

Основными заказчиками «сказочных» особняков были русские предприниматели, такие как, например, Петр Перцов. Он покровительствовал искусству и однажды решил построить доходный дом для артистов и художников. По иронии судьбы этот проект стал спасением для другого известного мецената и театрала — Саввы Мамонтова. В 1900 году он был вынужден пустить на оплату долгов свое имущество, в том числе театр «Метрополь», и, чтобы не обанкротиться, занялся народными промыслами в Абрамцевских мастерских. Как раз в это время Перцов планировал свой дом с художником Сергеем Малютиным и заказал в Абрамцеве панно.

«С ним (с Саввой Мамонтовым. — Прим. mos.ru) работали и Врубель, и Малютин, и Петров-Водкин. И вот в городе стали появляться изразцовые картины на русские темы. Одна из таких картин — полихромное панно на доме Перцовой», — рассказывает Филипп Смирнов. На этом панно изображено солнце с человеческим лицом, под лучами которого восходят фантастические цветы.

Купец Николай Игумнов, владелец Ярославской большой мануфактуры, тоже воздвиг себе псевдорусский терем по проекту городского ярославского архитектора Николая Поздеева: с башнями, кокошниками, аленькими цветочками и жар-птицами на фарфоровых изразцах.

«Этот особняк на Якиманке необычен тем, что построен из иностранных материалов. Кирпич, к примеру, везли из Голландии. Он подвергался многократному обжигу, в результате чего стал похожим на камень», — говорит Филипп Смирнов.

Другой образец сказочных палат с остроконечными и круглыми башнями и крепостной стеной — Ярославский вокзал. У него тоже необычная история. Здание несколько раз перестраивали в связи с продлением Северной железной дороги, а когда пустили поезд из Москвы до Архангельска, расширить вокзал пригласили архитектора Федора Шехтеля.

«Архитектор как раз вернулся из Глазго, где на выставке демонстрировался его северорусский деревянный павильон. Когда выставка закончилась, жители Глазго попросили не разбирать экспонат, а оставить им. Шехтель так вдохновился этим успехом, что решил переделать Ярославский (в то время Северный) вокзал в псевдорусском стиле», — объясняет краевед.

Тема северного зодчества легла в основу еще одного здания. Петр Щукин, коллекционер древнерусских памятников (прежде всего с Русского Севера) пожелал поместить свои сокровища в музей. Он предложил архитектору Борису Фрейденбергу, автору Сандуновских бань, разработать проект, который соответствовал бы по своей форме экспонатам. Архитектор остановился на краснокирпичных хоромах с ассиметричными башнями разной высоты и крутым крыльцом. Подобная архитектура была характерна для Ярославля. В 90-е годы XIX века дом вырос на Малой Грузинской улице.

«Поскольку речь шла о русских древностях и ценностях, Щукин поставил Фрейденбергу четкую задачу — создать дом-сундучок. Архитектор с задачей справился», — добавляет Филипп Смирнов. Сейчас в тереме коллекционера располагается Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева.

Исторический облик зданий нового и старого музеев практически полностью сохранился до наших дней. В усадьбе впервые планируется провести комплексную реставрацию: в августе Мосгорнаследие утвердило проект необходимых работ. Специалисты укрепят фундаменты и кирпичную кладку стен, приведут в порядок крыши, отреставрируют исторические окна и двери, а также по архивным документам воссоздадут их утраченные элементы. В помещениях тоже проведут реставрацию. Например, восстановят утраченные мраморные плиты с мозаичными вставками на полах, лепной декор и орнаментальную роспись.

Кстати, похожая история, по мнению краеведа, у Цветковской галереи на Пречистенской набережной. Коллекционер Иван Цветков много лет собирал произведения русских художников и однажды захотел подобрать для картин подходящую «шкатулку». В начале ХХ века набережную украсил краснокирпичный пряничный дом с глазурованными наличниками-кокошниками и изразцовыми вставками, на которых изображены райские птицы и цветы — проект Виктора Васнецова.

Художник Виктор Васнецов и для себя спроектировал дом в псевдорусском стиле в Троицком переулке (сейчас — переулок Васнецова). «Он был ярым сторонником этого направления в архитектуре. Построил такой дом, который вдохновлял бы его», — считает Филипп. Этот деревянный особняк-терем совмещает разные архитектурные элементы. Одна комната напоминает боярские палаты, другая — крестьянскую избу, третья — храм из сруба.

Благодаря Виктору Васнецову и у Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке появился фасад в виде русского терема с наличниками-кокошниками.

«Здесь была своя задача — показать коллекцию картин широкой публике, в частности простым людям: крестьянам, разночинцам, мещанам. А им был ближе лубочный стиль, поэтому в архитектуре проявилась эстетика, близкая народу», — уточняет Филипп Смирнов.

Ампир, классицизм и много конструктивизма: гуляем по Хамовникам Создатели галереи. Как братья Третьяковы стали поклонниками искусства

Барочный фасад с 21 окном под Калугой

1 / 4

Фасад усадьбы Ферзиково в Калужской области. 2012 годWikimedia Commons

2 / 4

Руины усадьбы. 2013 год© Kalugafoto.net

3 / 4

План реконструкции фасада. 2015 год© Хранители Наследия

4 / 4

Начало работ по реконструкции фасада. 2021 год© Kalugafoto.net

Усадьба Ферзиково, отстроенная коллежским советником Александром Чири­ковым в третьей четверти XVIII века, расположена в 30 километрах от Калуги. Когда-то здесь протекала размеренная жизнь старого дворянского гнезда (Чириковы владели этими местами с XVI до середины XIX века). Своя винокур­ня, добро­совестные поставки фуража для государевых конюшен, солдатский госпиталь в 1812-м, разбирательство о жестоком обращении с крестьянами в 1840-м и, наконец, переход усадьбы к дачному товариществу с циничным названием «Спис и Стукен» в конце XIX столетия. Потом здесь был санаторий, который закрылся на ремонт в крайне неподходящем для этого 1988 году. Десять лет назад наивные наблюдатели писали, что «дом полностью разрушен», хотя разрушены были лишь интерьеры — кирпичный декор фасадов сохранялся полностью.

Характер декора и техника его исполнения (детали выполнены не из гипса, а из тесанного кирпича) совершенно аналогичны московским особнякам елизаветинского времени. Но для Москвы подобная сохранность — большая редкость, так как жилые дома поголовно перестраивались после 1812 года. Можно сказать, что таким представительным барочным дворцом с 21 окном по фасаду гордилась бы любая московская улица.

В 2015 году губернатор передал здание частному инвестору Владимиру Кирницкому для реставрации и размещения гостиницы, досугового центра и аж десяти музеев.

Однако долгожданная «реставрация» началась не с противоаварийных работ, а с того, что с главного фасада были стесаны все кирпичные наличники. На их место должны были встать отливки, но в декабре 2017-го инвестор Кирницкий был арестован по обвинению в другой незаконной деятельности. Дальнейшая судьба усадьбы туманна.

Замки и дворцы

В начале ХХ века популярным московским архитектурным стилем стал модерн, отсылающий уже не к русским сказкам, а к европейским эпосам.

«Первый особняк Москвы в стиле модерн — дом архитектора Льва Кекушева в Глазовском переулке, построенный в 1901 году. Но мастеру там было тесно. К тому же нашлись желающие купить его дом. И когда Кекушеву предложили сумму, втрое превышающую реальную стоимость, он согласился продать его. На эти деньги он приобрел участок земли на Остоженке, построил новый особняк и записал его на свою жену Анну», — рассказывает Филипп.

Этот особняк, а точнее средневековый замок с лепниной из вьющихся растений и круглой башней под остроконечной крышей-шляпой, стал называться домом Кекушевой. Здание венчало навершие — скульптура льва. Так мастер подписывал свои работы, обыгрывая имя Лев. В замке вместо принцессы поселилась супруга архитектора. Но сказка оказалась без счастливого конца: Анна Кекушева бросила мужа ради его помощника, а дом остался за ней.

Еще одна история связана со скульптурой льва, которая таинственно пропала с крыши особняка после революции. К сожалению, найти оригинальное изваяние не удалось, а почти век спустя реставраторы вернули трехметрового льва на место. Они воссоздали скульптуру по старым архивным фотографиям. Специалисты также вернули фасадам дома исторический облик, а помещениям — первоначальную планировку. В 2021 году особняк Кекушевой стал победителем конкурса «Московская реставрация».

По словам Филиппа Смирнова, русский модерн часто бывал эклектичным, включал элементы разных стилей, и иногда дома получались такими причудливыми, что заказчики отказывались их покупать. Слишком непонятными и чужеродными они казались. Одним из необычных проектов стал особняк Федора Шехтеля. В Ермолаевском переулке он возвел сказочный замок со смотровой площадкой, куполом, мозаичным полом и коваными решетками.

«Это была своего рода демонстрация возможностей архитектора. Он хотел показать будущим клиентам, что и в нашем городе, в России, реально построить такие дворцы. Архитектор вообще строил “говорящие” здания. В одном из своих особняков прорубил девятиметровое окно и сложил гигантский камин, в котором мог бы встать во весь рост 185-сантиметровый человек», — рассказывает краевед.

Новая жизнь старых домов: как в Москве реставрируют памятники архитектуры Дом-коммуна, скоропечатня Левенсона и еще 13 шедевров «Московской реставрации»

Коротко о главном

Русский стиль дома – комбинация традиций национального зодчества и современных строительных технологий.

Для возведения постройки используется натуральное дерево или камень. Чаще всего применяются бревна хвойных пород или брус. Его выбор позволяет сэкономить на внешней и внутренней отделке.

Существует три направления стиля: русское кантри, русская изба и терем. Выбор чего-то конкретного определяет тему дизайна внутренних помещений. В первом случае формируется лишь стилизация, во втором создается атмосфера скромного деревенского быта, отличительная черта третьего направления – роскошь, богатство красок и дорогих аксессуаров ручной работы.

Для строительства новых объектов обычно используются типовые проекты, есть возможность заказать индивидуальный проект или реставрацию старого дома под русский стиль. При ее проведении используется научно-исследовательский опыт, помогающий воссоздавать старинные архитектурные шедевры русского зодчества.

Оценок 0

Прочитать позже

Крепость и пагода

Некоторые архитекторы вписали в историю московских улиц не просто сказочные, а экзотические сюжеты: спроектировали дома, смысл которых остался загадкой для их современников. Таков особняк купца Арсения Морозова на Воздвиженке.

«В начале ХХ века многие предприниматели путешествовали в Португалию, вдохновленные местной бескровной революцией 1908–1910 годов. В то время русская общественность размышляла, можно ли у нас применить этот опыт», — объясняет Филипп.

Отправился в Португалию и Арсений Морозов в компании архитектора Виктора Мазырина. Там купец вдохновился королевским дворцом «Пена» в Синтре, построенным в мавританском стиле с элементами мануэлино (архитектурный стиль, вариант португальского Ренессанса, названный в честь короля Мануэля I Счастливого). Купец захотел похожий особняк в Москве, и Мазырин поддержал его идею. В результате получилась белая крепость с зубчатыми башнями и арочными окошками, лепниной в форме ракушек, рыцарским залом и интерьером на арабский и китайский манер.

Задумку Арсения никто не оценил, даже его мать. По преданию, она сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!» Кстати, Морозов недолго прожил в этой крепости: на одном из своих кутежей он прострелил себе ногу на спор и умер от заражения крови в 35 лет.

Недоумение у москвичей той эпохи вызвал и дом-пагода на Мясницкой (магазин чая), принадлежавший купцу Сергею Перлову. Братья Перловы, Сергей и Семен, торговали чаем и конкурировали друг с другом. Прознав, что в Москву собирается канцлер Китайской империи Ли Хунчжан, они поспорили, кому из них удастся принять чиновника у себя.

Семену Перлову после смерти отца отошел дом на проспекте Мира (дом 5), перестроенный Романом Клейном. А на Мясницкой фасад только что построенного Клейном дома переделывал уже архитектор Карл Гиппиус, его помощник. Сам Роман Клейн отказался — ему не хотелось портить свое творение дурным вкусом заказчика. Сергей же попросил Гиппиуса переделать особняк в китайском стиле. В итоге фасад здания украсила башенка-пагода, как в буддистском храме, появились колокольчики, орнаменты в виде иероглифов, драконов, бамбука. Но китайская сказка не удалась: политик почтил присутствием Семена, а к Сергею даже не заглянул.

Бывший чайный магазин Перлова признан объектом культурного наследия федерального значения, а в октябре этого года был утвержден предмет охраны. Эксперты описали все архитектурные и декоративные элементы, формирующие облик исторического здания и его интерьеры. Особенно ценным специалисты считают внутреннее убранство дома: это кессонный потолок с позолоченным орнаментом и росписью, фонари, резной деревянный декор. Кстати, со времен открытия магазина сохранились мебель и некоторые предметы интерьера, например шкафы-витрины и две китайские полутораметровые вазы.

Драконы и башенка-пагода: чем интересен чайный магазин Перлова

Позднее барокко в Ступино

1 / 8

Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Картина неизвестного художника. Начало XIX векаГосударственный исторический музей

2 / 8

Главный дом усадьбы со стороны двора. Начало XX векаРусские усадьбы

3 / 8

Главный дом усадьбы со стороны реки. Начало XX векаРусские усадьбы

4 / 8

Овальная белая столовая усадьбы. Начало XX векаWikimedia Commons

5 / 8

Кабинет графа А. В. Орлова-Давыдова. Начало XX векаРусские усадьбы

6 / 8

Усадьба Отрада-Семеновское. До 1940 годаotrada-o.ru

7 / 8

Вид на крыло. До 1940 годаdeadokey.livejournal.com

8 / 8

План первого этажа главного усадебного дома. 1975 годРусские усадьбы

Отрада-Семеновское Ступинского района Московской области из числа самых известных и самых печальных брошенных усадеб находится всего в 60 кило­метрах от столицы. Это совсем позднее барокко, приходящееся на начало екатери­нинского правления: рисунок наличников все еще старомоден, а венчающий карниз уже имеет классическую проработку. В целом заказчик строительства граф Владимир Орлов, один из братьев первого фаворита императрицы Екатерины II, видел дом как романтический «барский замок» в английском духе. Дворец выстроен в 1774–1779 годах на берегу реки Лопасни, его окружает парк с солнечными часами, фонтанами, оранжереями, воро­тами, украшен­ными изваяниями львов и орлов, фамильным мавзолеем и храмом, стоящим на холме над Отрадой.

Фасад здания изящен и прост, а планировка очень сложна — строгая анфилада главного объема сочетается с ризалитами Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания., где умещаются помещения овального и даже треугольного плана. Еще большую живописность дому придали достроенные в середине XIX века угловые ротонды и опоясывающие их лестницы. Всего 10–15 лет назад можно было увидеть интерьеры дворца — с богатыми печами и тончайшими росписями стен и потолков работы самого Карла Брюллова.

1 / 7

Главный дом усадьбы Отрада-Семеновское, Ступинский район Московской области. 2014 годWikimedia Commons

2 / 7

Главный дом усадьбы. 2021 год© Вадим Разумов

3 / 7

Фамильный герб Орловых на фасаде главного дома усадьбы. 2016 год© Вадим Разумов

4 / 7

Отделка одной из комнат главного дома усадьбы. 2002 годРусские усадьбы

5 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год© kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

6 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год© kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

7 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2021 год© Вадим Разумов

После революции здесь работал небольшой музей дворянского быта, но в 1938 году в заречной части парка построили госдачу для Лаврентия Берии, и с тех пор усадьба принадлежит специальным ведомствам. Здесь размещались школа НКВД, пионерлагерь КГБ, а ныне дворец и его окружение находятся на земле закрытого санатория ФСБ. Усадьба добро­совестно реставрировалась в 1980-е годы, но в 1998 году дворец был выписан из федерального реестра и вскоре разграблен (включая кровельное железо). Идет поиск инвестора для реставрации памятника, так как ни Росимущество, ни ФСБ не готовы брать на себя подобные хлопоты. Дом стоит с провалившейся крышей и заплесневе­лыми стенами, а минимальные работы по его сохранению обеспечивают лишь редкие волонтерские субботники.

Сказка не кончается

Сегодня в большинстве «сказочных» зданий расположены дипломатические корпуса или посольства иностранных государств. Так, в Цветковской галерее и доме Перцовой — дипломатические корпуса Министерства иностранных дел Российской Федерации, в особняке Шехтеля — резиденция посла Уругвая, в доме Игумнова — резиденция посла Французской Республики.

«Когда в советский период устанавливались дипломатические отношения с другими странами, наше правительство старалось предложить им лучшие особняки, построенные относительно недавно по тем временам», — объясняет Филипп Смирнов.

Краевед считает, что интерес москвичей к этим домам объясним. Многие сейчас не покидают пределы города, гуляют по столичным улицам в свободное время и приглядываются к расписным фасадам, которых, вероятно, не замечали раньше. «Они настолько красочные и волшебные, что побуждают провести собственное исследование и выяснить, о чем эта сказка», — резюмирует он.

Дом с мезонином и башня гостиницы «Пекин»: отреставрированные здания 2020-го

Храмы Славы, Истины и «Вечных Чувствий» в Пензенской области

1 / 8

Вид села Надеждина с восточной стороны. Гравюра Иосифа Моссмера. 1830-е годыWikimedia Commons

2 / 8

Летний дом в имении Куракиных Надеждино Саратовской губернии. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

3 / 8

Храм Верности в парке имения князя А. Б. Куракина Надеждино. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

4 / 8

Вид усадьбы. Картина неизвестного художникаТверская областная картинная галерея

5 / 8

Галерея, нареченная Вместилище чувствий вечных. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

6 / 8

Храм Истины. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

7 / 8

Храм Лады. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

8 / 8

Вид на усадьбу Надеждино. Начало XX векаWikimedia Commons

Екатерининская эпоха — время пафосных замыслов, подаривших русской провинции множество ансамблей столичного уровня. В Сердобском районе Пензенской области гибнет знаменитая усадьба Надеждино, созданная «луче­зарным князем» Александром Борисовичем Куракиным (он же «брильянто­вый»). Попав в опалу за дурное масонское влияние на наследника престола цесаревича Павла, он превратил место своей ссылки в подобие загородного императорского двора с целым набором подобающих церемоний и должностей.

Главный дом, выстроенный в 1795 году, имел 80 комнат, парк украшали павильоны с лучезарными названиями: храм Славы, храм Истины, храм Терпения и Вместилища Чувствий Вечных. Дорожки в парке носили имена Неожиданного Утешения, Преодолеваемых Трудностей, Истинного Разумения, Частого Повторения, Вспоминовения Прошедших Утех, Скорого Достижения, Верных Любовниц, Брата Степана. Посреди парка лежал черный валун с золотой надписью «Memento mori». По замыслу хозяина, парк должен был являть собою «экстракт вселенной всей».

1 / 5

Руины фасада усадьбы Надеждино, Сердобский район Пензенской области. 2013 год© Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

2 / 5

Внутренний фасад усадьбы. 2013 год© Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

3 / 5

Боковые ворота. 2013 год© Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

4 / 5

Руины внутренностей усадьбы. 2013 год© Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

5 / 5

Руины фасада. 2013 год© Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

После пожара 1922 года дворец пребывает в статусе романтической руины. Во флигелях располагался сельский дом политпросвещения, затем психоневро­логический интернат, теперь и они заброшены. В 2014 году было принято решение о продаже усадьбы частному инвестору, однако огромный дворец по-прежнему на грани гибели (в точно такой же ситуации находится соседняя Зубриловка, запечатленная на многих картинах Виктора Борисова-Мусатова).

Печной угол

Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Домик кузнеца

Дом кузнеца Кирилова поражает красотой. Создается впечатление, что он сошел со страниц какой-то сказки. Находится это удивительное строение в деревеньке Кунара Свердловской области. Сказочный пряничный домик был признан лучшим в России в 1999 году.

Создал прекрасное строение своими руками кузнец Сергей Кириллов. Его работы длились долгих тринадцать лет. Строительство было окончено в 1967 году. По внешнему облику дома видно, что Сергей вложил в него свою душу. Металлические и деревянные элементы фасада просто восхищают. В сказочном домике сейчас живет вдова мастера. Ворота ее усадьбы открыты для гостей, которые хотят полюбоваться чудесным творением рук ее супруга.

Риск развития атеросклероза и не только: как блины со сметаной вредят здоровью

Песню от Беларуси не допустили на «Евровидение 2021»: видео

Бросил семью, уехал в Минск: как Мирей Матье изменила жизнь Владимира Гостюхина

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Внутреннее пространство избы

У крестьян дом состоял из одного или двух жилых комнат, в редких случаях встречалось три. Самая распространенная конструкция избы – это отапливаемое помещение и сени. Зажиточные славяне дополнительно строили горницу. Комната, предназначенная для летнего периода, активно использовалась в бытовой жизни. Для ее отопления приобретали печь-голландку.

Изба внутри отличалась простотой, основную часть помещения занимала печка. Стол занимал почетное место в углу, по диагонали от отопительного прибора. На нем размещали иконы. Вдоль стен устанавливали скамейки, над которыми висели полки.

В задней части дома оборудовали полати – деревянный настил, предназначенный для сна и отдыха. Также в жилище имелся женский, мужской и красный угол. В последнем отмечали все значимые события в семейной жизни.

Небольшое пространство дома на Руси (около двадцати пяти квадратных метров) было настолько грамотно организовано, что в нем без проблем размещались семь человек. Поскольку каждый член семейства знал свое место в хате.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]