Самостоятельная установка и регулировка дверного доводчика

Чтобы двери не оставались открытыми, раньше использовали банальную пружину, сегодня ставят дверной доводчик. В основе его конструкции тоже лежит пружина, но она более мощная, спрятана в металлический корпус и залита маслом — для «торможения» при закрывании. Установка доводчика на дверь — задача несложная. Самостоятельная установка займет минут 20-30. Вряд ли больше. Так что берем дрель и ставим своими руками.


Самая популярная модель

Как это работает

В основе всех штатных доводчиков лежит обычный дверной замок

, у которого, помимо электропривода отпирания и запирания, используется еще один, ведающий доводкой двери. В замок встроен датчик Холла, который определяет, что дверь закрыта «на первый щелчок». Электронный блок выдает команду электроприводу подтянуть дверь.


Замки с доводчиками, устанавливаемые на многие автомобили концерна VW Group, имеют такую же структурную схему: замок и связанный с ним тросом модуль электропривода.

Замки с доводчиками, устанавливаемые на многие автомобили концерна VW Group, имеют такую же структурную схему: замок и связанный с ним тросом модуль электропривода.


Схема работы доводчика BMW: при закрывании двери вращающа­яся защелка (2) захватывает скобу (1). В этом положении датчик Холла (3) выдает блоку управления сигнал, что дверь закрыта неплотно. Электропривод (6), состоящий из мотора и двухступенчатого редуктора, натягивает трос (5) и смещает рычаг (4). Рычаг нажимает на вращающуюся защелку, которая притягивает дверь «на второй щелчок». Защелка фиксируется, электропривод выключается.

Схема работы доводчика BMW: при закрывании двери вращающа­яся защелка (2) захватывает скобу (1). В этом положении датчик Холла (3) выдает блоку управления сигнал, что дверь закрыта неплотно. Электропривод (6), состоящий из мотора и двухступенчатого редуктора, натягивает трос (5) и смещает рычаг (4). Рычаг нажимает на вращающуюся защелку, которая притягивает дверь «на второй щелчок». Защелка фиксируется, электропривод выключается.

Для закрывания крышки багажника в ряде случаев применяются доводчики с «обратной» схемой. Притяжка крышки осуществляется за счет того, что скоба, за которую цепляется замок, уползает «вглубь» порога багажного отделения.


Доводчик крышки багажного отделения.

Доводчик крышки багажного отделения.

Типы доводчиков и способы установки

Установка плавно закрывающего дверь механического устройства снижает нагрузку на фурнитуру, оберегает петли и саму конструкцию от преждевременного износа. Оборудовать им можно и входную, и межкомнатную дверь, и дверь между домом и банной пристройкой или гаражом.

Различия в способе монтажа определили классификацию доводчиков, делятся которые на:

  • накладные механизмы, устанавливаемые на коробочный брус или на полотно, или в дверные петли вместо стержня;
  • напольные конструкции, закладка которых производится в период устройства напольного покрытия и проектируется обычно заблаговременно;
  • скрытые устройства, расположенные или в коробке при достаточной ее мощности, или в полотне. Для оснащения данным типом механизмов нужно фрезеровать полости, за осуществление чего без опыта не стоит браться.

Самой простой и доступной для неопытного исполнителя будет накладная установка доводчика на дверь, процесс которой в большинстве случаев подробно описан изготовителем. Заботливые производители сейчас прилагают к своим изделиям не только подробное описание, но и точно повторяющий контур механизма шаблон с четкой разметкой точек для крепления. Практически все действия осуществляются согласно стандартному алгоритму, но существуют нюансы, забывать о которых не нужно.

Внимание. Перед оснащением двери устройством ее нужно отремонтировать и отрегулировать фурнитуру. Полотно не должно «шаркать» по полу, криво висеть на петлях. Ход петель не должен быть тяжелым.

Варианты монтажа конструкции

Механизмы с рычагами или со скользящими каналами крепить можно, как с внутренней, так и с наружной стороны межкомнатной дверной конструкции. Только на наружную сторону входных дверей устанавливать устройство нежелательно из-за негативного влияния характерных перепадов атмосферной температуры.

Дело в том, что плавность хода управляющей рычагом пружины обеспечивает переменное перетекание машинного масла из одной полости в другую. А оно в морозы становится более вязким и густым, а в жару более жидким. Стало быть, из-за температурных колебаний регулировать работу устройства придется чаще, чем указано производителем, что в конечном итоге сокращает рабочий ресурс системы.

Можно выбрать одну из трех распространенных схем монтажа:

  • Стандартная установка предопределяет фиксацию основного рабочего органа на полотне. Рычаг при такой схеме расположения крепится к притолоке дверной коробки.
  • Верхняя схема диктует крепление механизма на притолоке – верхнем коробочном брусе, а башмак рычага привинчивается к дверному полотну.
  • Параллельное расположение подобно стандартному варианту, но рычаг крепится не перпендикулярно, а параллельно с помощью монтажного уголка.

Зависит схема установки доводчика двери от варианта расположения петель. То есть, от направления движения полотна при открывании/закрывании. Если дверь открывают «на себя», то монтаж устройства осуществляется стандартно на полотно, а рычаг крепится к коробочному брусу. Вариант «от себя» заведомо предполагает верхнее крепление устройства к притолоке с фиксацией рычага на полотне.

Бывают еще нестандартные случаи, такие как, например, недостаточная высота дверного просвета. Но ушлые разработчики нашли выход из конструктивно сложных ситуаций, предложив домашним и профессиональным мастерам монтажные уголки и пластины.

Установка дверного доводчика в подобных случаях выполняется по параллельной схеме двумя способами:

  • рычаг крепят параллельно, установив башмак его на монтажный уголок, зафиксированный на коробке;
  • основной орган доводчика крепят к коробочному брусу с помощью монтажной пластины.

Кратко о доводчиках со скользящей тягой

Устройства со скользящей тягой привлекают оптимизированным дизайном, практически не нарушающим декор интерьера. Среди плюсов возможность модернизировать устройство электромагнитным фиксатором или пожарным сигнализатором. Функционируют такие доводчики с большим усилием, и нет возможности контролировать их работу, но оснащение эластичным ограничителем-вставкой позволит задавать необходимый угол раскрытия створки. Большинство модификаций устанавливается по схемам, аналогичным вышеописанному перпендикулярному варианту. А вот универсальные модели со скользящей канальной тягой можно монтировать с обеих сторон.

Внимание. Монтаж канальных (слайдерных) доводчиков со стороны, обратной стороне расположения дверных петель, диктует оснащение устройства ограничителем угла открывания полотна. Заменить его может встроенный в слайдер специализированный стопор.

Как это устроено

По виду электропривод напоминает газонаполненный упор двери багажника — только потолще и подлиннее (согласно законам механики при большем перемещении требуется прилагать меньшую силу). Кроме того, внутрь должны поместиться многочисленные устройства. Главным элементом является пара винт-гайка, проходящая почти через весь привод. В торце установлен электродвигатель, который через понижающий планетарный двухступенчатый редуктор вращает ходовой винт. Помогает поднимать тяжелую дверь цилиндрическая пружина, работающая на сжатие.


Привод двери багажного отделения: 1 — датчик Холла; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — гайка ходового винта; 5 — пружина; 6 — ходовой винт.

Привод двери багажного отделения: 1 — датчик Холла; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — гайка ходового винта; 5 — пружина; 6 — ходовой винт.

Обязательно нужно устройство с обратной связью

, определяющее, что устройство достигло одного из двух крайних положений. Такую роль играет датчик Холла, контролирующий вращение якоря электродвигателя. Работой двух приводов ведает электронный блок.
Дверь багажного отделения можно открыть по команде с пульта, или нажав кнопку на двери, когда автомобиль снят с охраны, или, наконец, самым эффектным способом — проведя ногой под бампером.
Закрыть проем можно с пульта, нажав кнопку на обивке двери или кнопкой из салона.

Алгоритм установки дверного доводчика

После обдуманного выбора правильного местоположения и определения схемы, дальнейшие действия выполняются в практически идентичной последовательности:

  • имеющийся в комплектации шаблон прикладываем и приклеиваем скотчем к месту установки;
  • через обозначенные места будущих отверстий под крепеж, их должно быть 2 под рычаг и 4 для устройства;
  • монтажные отверстия желательно высверлить заранее;
  • крепим сначала рычаг, следом за ним корпус;
  • После фиксации устройства и рычага вторую половинку тяги установим на ось доводчика и выполним корректировку по длине. Рычаг должен быть строго перпендикулярен закрытому дверному полотну.

Внимание. Регулировочные винты должны быть направлены в сторону петельного бруса коробки.

Крепеж в полном комплекте приложен изготовителем, покупать или менять его на другие метизы не нужно. Важно ни на йоту не отступать от инструкции, и успех обеспечен.

Безопасность

Рабочий ход доводчиков боковых дверей настолько невелик (6–7 мм), что может прищемить разве что палец. Со стороны салона производитель не оставляет мест, где, например, ребенок мог бы найти щель, в которой палец окажется защемлен. Но вот наружные кромки двери все-таки образуют щели. Впрочем, туда можно засунуть разве что карандаш.


Вот так дверной доводчик Audi Q8 перекусывает карандаш.

Вот так дверной доводчик Audi Q8 перекусывает карандаш.

Приводы двери багажного отделения дети эксплуатировать не должны. Ну а для взрослого максимальное усилие, развиваемое приводом и не превышающее 10 кг на кромке двери, не опасно. При превышении этого усилия дверь останавливается и даже — на некоторых автомобилях — начинает открываться.

Пружинные петли для дверей: преимущества

Петли такой разновидности работают за счёт главного составляющего элемента – пружины. При осуществлении движения, она возвращает дверное полотно в исходное состояние, обеспечивая небольшое хождение в обоих рабочих направлениях.

Пружинные петли, установленные в помещении, дают следующие преимущества:

  1. Сбережение тепла и отсутствие сквозняков.
  2. Удобное использование дверей даже с занятыми руками путём их не задействования, что служит полезной функцией в ресторанах, барах, метро, медицинских учреждениях и офисах.
  3. Предоставление беспроблемного прохождения в случаях массовых скоплений и большого количества людей.
  4. Отсутствие надобности закрывания дверей, так как этот процесс происходит самостоятельно.
  5. Возможность установить их самостоятельно.

Пружинные петли для дверей имеют ряд преимуществ

Выбор пружинных петель не представляется сложным. При выборе, следует учесть некоторые особенности и важные детали, как направление движения, нужно принимать к сведению ту желаемую сторону, куда будут двигаться двери – право/лево. Также возможно приобретение универсальных петель.

Ширина деталей отбирается согласно размерам дверного основания, на чем стоит предельно акцентироваться. Выдерживаемый вес петлей нужно определять сразу, ориентируясь на стандартные варианты (около 20-60 кг на петлю). Зная требующийся вес, возможно определить необходимое количество петель.

Видовые характеристики важны, петли способны иметь значительную разницу в длине и цвете. Часто встречающиеся размеры – 7,5х10х12,5 см, цвета бронза, латунь, хром, золото, никель. Также стоит учесть наличие способности контролирования скорости закрывания дверей и деталей, предоставляющих плавное и бесшумное движение.

Тыловой швейцар

Для удобства пользования багажником придумали систему доступа без использования рук

. Принцип ее работы мы уже рассматривали. А вот как устроен силовой привод крышки багажного отделения.


Электродвигатель с шестерёнчатым редуктором, поворачивающий крышку за петли.

Электродвигатель с шестерёнчатым редуктором, поворачивающий крышку за петли.

Причем такие устройства используются как на тяжелых пятых дверях универсалов, так и на крышках седанов.

Известны автомобили и с гидравлическим приводом крышки багажника

, но гораздо больше распространен
привод в виде раздвижной штанги со встроенным электроприводом
.


Гидравлический привод крышки багажника седана Volkswagen Phaeton: 1 — гидроцилиндр; 2 — гидроагрегат; 3 — электродвигатель; 4 — петля багажника.

Гидравлический привод крышки багажника седана Volkswagen Phaeton: 1 — гидроцилиндр; 2 — гидроагрегат; 3 — электродвигатель; 4 — петля багажника.

Профилактические работы

Для того чтобы избежать частого ремонта доводчика, следует соблюдать несколько нехитрых правил, которые помогут продлить срок эксплуатации и поддерживать качественную работу при любых условиях. Так, при работе доводчика не надо прикладывать дополнительных усилий, дверь закроется сама. Если ускорять или замедлять процесс, то может выйти из строя рычаговый механизм или пружина. В случаях вынужденной блокировки дверцы рычаг отсоединяют от доводчика. Зачастую об этом не знают и устанавливаются распорки, преграды в виде кирпичей, камней и тому подобного.

Если доводчик установлен снаружи, то необходимо позаботиться о конструировании дополнительного защитного кожуха, предохраняющего от мороза, жары, осадков. Соблюдение элементарных способов предохранения от поломки позволит увеличить срок службы двери. Регулировка доводчика двери своими руками – простое и надежное средство экономии материальных затрат и времени. Не всегда появляется возможность вызвать специалиста по обслуживанию двери. Сделать это самим, соблюдая все этапы, не сложно.

А знаете ли вы, что…

Некоторые приводы начинают закрывать дверь, когда человек слегка потянет багажную дверь вниз, обозначая желание закрыть ее. Вспомните компьютерный CD-ROM: чуть подтолкнешь — и лоток сам уползает.

Устройство позволяет реализовать интересную функцию — подъем двери не на полную высоту, а на величину, запрограммированную водителем. Такое может потребоваться в гараже с низким потолком. Датчик Холла позволяет «электронному разуму» сосчитать количество оборотов электродвигателя, которое необходимо для подъема двери на заданную высоту. Задать высоту поднятия двери можно нажатием кнопки на пульте или на самóй двери.


Способы управления приводом двери: 1 — кнопка на панели приборов; 2 — кнопка на двери снаружи; 3 — кнопка на торце двери; 4 — кнопка на брелоке.

Способы управления приводом двери: 1 — кнопка на панели приборов; 2 — кнопка на двери снаружи; 3 — кнопка на торце двери; 4 — кнопка на брелоке.

Портал о стройке

18.01.2019 admin Комментарии Нет комментариев

Чтобы уберечь дверь от преждевременного выхода из строя, нередко применяются доводчики. Эти устройства предназначены для плавного и аккуратного захлопывания дверного полотна. Конкретная модель подбирается исходя из множества факторов:

  • перепадов температур;
  • предполагаемой нагрузки;
  • веса самого полотна;
  • требуемого уровня надежности.

Нередко такие механизмы стоят немало, и если для наружных дверей это оправдывается надежной службой покупных устройств, то для внутренних дверей или дачи экономически выгоднее изготовить самодельный доводчик.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]