Выбор видов плуга для мотоблока и его устройство своими руками

Сегодня не только фермеры, но и всё больше собственников загородных земельных участков предпочитают механизировать работы по возделыванию почв при помощи мотоблоков. Большое количество видов всевозможного навесного и прицепного оборудования позволяет этим агрегатам быть незаменимыми помощниками практически во всех видах земельных работ.

Что касается плуга, это приспособление является не только востребованным, но и необходимым при возделывании грунта. В этой статье мы поговорим о плужках для популярного в нашей стране мотоблока Нева, который широко используется при обработке небольших земельных участков.


Плуг для данного мотоблока можно поставить самому

Установка плуга на мотоблок

Вне зависимости от конструкционных особенностей плуга, его размеров и формы, он прикрепляется к мотоблоку специальной сцепкой. Она бывает универсального или стационарного типа. Первый вариант оптимальный из-за больших возможностей по настройке устройства.

Тип сцепки не влияет на особенности монтирования конструкции на мототехнику.

Прицепить плуг к мотоблоку можно, следуя простой схеме:

  1. Агрегат устанавливается на возвышение. Можно воспользоваться кирпичами или брёвнами;
  2. Сцепка плуга прикладывается к фаркопу. Оба отверстия на устройствах должны полностью совпадать;
  3. Сцепление на фаркопе нужно зафиксировать болтом.

Не стоит с силой зажимать болт при креплении навесного оборудования. Слишком жёсткое соединение негативно скажется на качестве вспахивания почвы. При создании сопротивления во время эксплуатации плуга его будет немного кидать по сторонам. Во избежание этого, необходимо оставлять горизонтальный зазор приблизительно в 50.

Уход

При использовании плуга, независимо от его вида, обязательно требуется следить за режущими элементами. После каждой эксплуатации металл очищают от налипшей грязи и моют.Со временем острота ножей теряется и требуется заточить их. Чтобы сделать это правильно, потребуется опыт. Можно использовать «болгарку» или точить вручную.

Но это не единственный уход, который необходим навесному оборудованию, полировка не менее важна. Отшлифовать можно наждачной бумагой или отполировать с использованием специализированного оборудования. Главное, чтобы поверхность блестела, была ровной и гладкой.

Как правильно отрегулировать плуг на мотоблоке?


Плуг на агрегате важно настроить правильно, поскольку это напрямую будет влиять на качество и удобство обработки грунта.
Регулировка навеса проводится в три этапа, которые сопровождаются следующими действиями:

  1. Настраивается глубина вспашки;
  2. Регулируется уровень наклона полевой доски;
  3. Настраивается угол отвала.

Глубина вспашки определяет, насколько плуг будет погружен в грунт. Зачастую этот показатель равен высоте лопатного штыка. При недостаточной глубине многие сорняки не удастся выкорчевать. При слишком глубоком вспахивании почвы плодородный слой будет смешиваться с нижним слоем земли. Это приведёт в потере питательных веществ, необходимых для нормального роста растений.

Глубина вспахивания грунта настраивается тремя болтами, которые соединяют замок со стойкой плуга. Уровень погружения регулируется при опускании плуга вниз или поднятии вверх.

Уровень наклона доски плуга или «угол атаки» указывает, насколько наклонена плоскость обработки почвы по отношению к обрабатываемому грунту.

Настройка выполняется винтовой рукояткой по следующему принципу:

  1. Мотоблок ставится на возвышенность;
  2. Рукоятки выворачиваются, пока полевая доска не расположится на земле;
  3. Ручка выкручивается в другую сторону до расположения доски на высоте двух-трёх сантиметров над землёй.

При слишком большом «уровне атаки» плуг будет цепляться за почву, провоцируя пробуксовку агрегата. Если параметр небольшой, плугом не получится обработать нужный слой грунта.

Чтобы настроить угол отвала, нужно выполнить следующие действия:

  1. Мотоблок устанавливается на край обрабатываемого участка и проходится первая борозда для определения оптимальной глубины вспашки;
  2. Нужно пройтись по максимально ровной траектории. Можно предварительно натянуть нить;
  3. Колесо мотоблока помещается в борозду, плуг нужно расположить перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Намного упростит задачу угольник.

Благодаря указанным действиям можно быстро и грамотно выполнить настройку плуга на агрегате.

Особенности обработки почвы

Извечный закон о равновесии гласит – если где-то прибыло, значит, где-то убыло. В огородном деле это выражается в закономерности – чем богаче полученный урожай, тем сильнее истощается земля. Чтобы сохранить и восстановить плодородный слой, существует целый комплекс мероприятий, включающий различные операции – это и перекапывание, и корректировка почвы за счет внесения определенных добавок, и внесение удобрений, и рыхление. Для повышения плодородия и обеспечения овощных культур всеми необходимыми веществами, почву перекапывают каждую осень, после сбора урожая и уборки ботвы.

Перекопка обеспечивает доступ воздуха и влаги к нижним корнеобитаемым слоям, благодаря чему создаются оптимальные условия для развития полезных микроорганизмов. Осенняя перекопка эффективнее, так как позволяет вносить органические удобрения, которые за зиму успевают «дойти до кондиции», а также избавиться от корневищ многолетних сорняков и сократить всходы однолетников и количество вредителей. Весной же останется вовремя взрыхлить почву, чтобы разравнять поверхность и сохранить влагу. Но не всегда получается «готовить сани летом».

Подскажите, пожалуйста, а если грядки не готовились с осени. Можно весной это исправить? Участок купили летом прошлого года, но не было возможности им заниматься. А в этом году хочу в дальнем углу посадить для начала пару грядочек: с зеленью и морковкой. И нужно ли удобрять? Этот участок никогда не обрабатывался, на нем только трава росла.

Можно, но есть нюансы.

Можно! Как земля чуть просохнет и будет легко копаться, переберете в нужном месте землю от корешков и сейте на здоровье. Оседает грядка за неделю-две вполне нормально. Только после перекопки и формировки полейте хорошо водой, и она быстро осядет до своей нормы. Перед посевом останется разрыхлить граблями. Что касается удобрения – отлично, что разнотравие, урожай будет просто сумасшедший. Я так в первый год сажала, главное – погода и полив, а удобрений не надо.

Сегодня практически не практикуется глубокая перекопка отвальным способом, с переворотом пласта земли. Хотя при таком подходе погибает большая часть сорных растений и вредителей, но и плодородность почвы и ее структура ухудшается, так как гумусообразующие микроорганизмы оказываются на глубине, без доступа кислорода и погибают.

Виды плугов для мотоблоков

Выделяют следующие виды плугов для обработки почвы:

  • Однокорпусные. Отличаются простотой при эксплуатации, минимальной массой и простой конструкцией;

  • Реверсивные: оборотные или поворотные. Верх конструкции с загнутым пером, которое переворачивает землю при её вспахивании. Такой тип плуга лучше всего подходит для обработки тяжёлых почв;

  • Роторные. Отличаются самым сложным строением. Производители предлагают двухкорпусные и трёхкорпусные модели в зависимости от количества лемехов;

  • Дисковые. Больше всего подходят для обработки мокрого грунта, но при этом глубина вспахивания почвы намного меньше по сравнению с другими видами навесов данного типа.


Любой плуг вполне возможно изготовить самостоятельно, учитывая его конструктивные особенности и следуя простым схемам.

Распространенные типы оборудования – изучаем характеристики и конструкцию


Перед тем, как выбрать плуг для мотоблока, потребуется изучить типы и характеристики инвентаря. Как правило, покупателю приходится обращать свое внимание на оборудование трех основных видов:

  • Однокорпусные;
  • Реверсивные;
  • Роторные агрегаты.

Прежде, чем определиться, какой лучше из предложенных вариантов, необходимо ознакомиться с характеристиками различных типов.

Инвентарь однокорпусного типа

Однокорпусное оборудование оснащается одним лемехом, из-за чего оно считается самым простым.

При желании сделать плуг для мотоблока своими руками стоит выбирать именно этот прототип. Для этого существует множество схем, отличающихся навесками и другими деталями, поэтому каждый желающий может выбрать для себя наиболее подходящий чертеж.

Принцип работы реверсивного плуга

Оборотный, или реверсивный плуг, относится к более сложному двухкорпусному оборудованию.
Он оснащается загнутым пером в верхней части корпуса. За счет этого при обработке слой грунта переворачивается, что дает возможность использовать его на участках с твердой землей. Такой плуг поддается разборке с целью заточки ножа или модернизации.

Этот своего рода универсальный плуг для мотоблока отличается от обычных агрегатов тем, что снабжается лемехом, который переворачивается в земле в одну сторону. Благодаря этому он обрабатывает участок в несколько раз быстрее. Сцепка для плуга стандартная, из-за чего почва обрабатывается гораздо эффективнее.

Плуг имеет 3 плоскости: горизонтальную нижнюю, вертикальную боковую полозку и передний отвальный механизм. Чтобы приобрести качественный плуг этого типа, обязательно изучите советы специалистов:

Нижняя горизонтальная полозка агрегата с демонтированным отвалом и лемехом, помещенным на стол, должна совпадать с поверхностью стола;

Нижний край лемеха, предназначенный для резки, можно устанавливать на 2 см ниже горизонтального ползка;

Положение бокового края отвала и бокового края лемеха должно проходить по прямой линии. При этом сами элементы должны находиться на 1 см за пределами боковой вертикальной полозки:

  • Поверхности закрепленных лемеха и плуга составляют угол в 15–20 °;
  • Рабочая часть лемеха своей передней частью примыкает к корпусу отвала без видимых зазоров;
  • Крепежи должны отсутствовать, а поверхность элементов должна быть заполированными.

Внимательно изучив описание всех типов плугов, новичку будет гораздо проще определиться с наиболее подходящим для него вариантом. Далее рассмотрим, как изготовить самодельный плуг для мотоблока.

Как сделать плуг на мотоблок своими руками?

Пред тем, как приступать к изготовлению навесного оборудования, нужно рассмотреть чертежи. Они указывают на способы крепления элементов устройства между собой.

Схема действий по созданию плуга своими руками:

  1. Лемех. Понадобиться стальной лист от пяти миллиметров толщиной, которому придаётся нужная форма. Часть для резки нужно отбить и заточить (по принципу ручной косы);

  2. Самодельный отвал. Взять трубу диаметром 50 сантиметров и стенками от 5 миллиметров в толщину. Заготовка вырезается резаком. Для получения требуемой формы стоит воспользоваться наковальней и точильным станком;
  3. Сбор единой конструкции. Понадобиться стальной лист, его размеры 50*50 сантиметров и толщина 3 миллиметра. От краёв листа нужно отступить на 4 сантиметра и выровнять его до получения нулевого угла;
  4. К листу прикладывается лемех, делается двухсторонняя сварка под углом 250;
  5. Верхнюю часть отвала и нож лемеха соединяют максимально плотно под наклоном 80;

  6. Свариваются между собой ключевые элементы из лемеха, бокового щитка и задней части отвала.

Детальнее узнать о специфике изготовления плуга можно из видео-инструкции.

Нужно повторно измерить все углы конструкции перед окончательным привариванием всех деталей плуга. После полного остывания навесного оборудования сварные швы зачищаются.

Усовершенствование ходовой части

Первое, над чем задумываются пользователи мотоблока — это над тем, как сделать к нему тележку с сиденьем. Пользование техникой в штатном режиме с использованием рычагов предполагает приложение больших физических усилий. Однако применение прицепа снижает устойчивость транспортного средства. Устранить эту проблему можно путем расширения колесной базы. Делается это с помощью удлинителей, которые крепятся к полуоси штифтами или болтами. Решив задачу с устойчивостью, оператор сталкивается с другим вопросом: агрегат плохо управляется. помогает придать ему хорошую маневренность. Делается это приспособление по аналогии с узлами легковых автомобилей. Самодельные разблокираторы для мотоблока изготавливаются с помощью обычных бытовых инструментов — болгарки, сварки и точильного станка.

Небольшой вес мотоблока является причиной плохого сцепления колес с грунтом. Пробуксовка является частым явлением при поднятии целины, работе на сыром грунте или движении по снегу. Чтобы избежать проскальзывания, к мотоблокам прикрепляются утяжелители.

Эти устройства подразделяются на такие категории:

  1. Колесные. Представляют собой диски, которые крепятся на колеса или ступицы. Диски делают монолитными из металла, бетона или полыми, заполняемыми песком. Вес колесных утяжелителей может составлять 30-70 кг.
  2. Внешние. Изготавливаются из любого тяжелого материала (сталь, свинец, бетон). Прикрепляются к корпусу с помощью крюков или болтов. Некоторые умельцы приваривают к корпусу каркас из уголка. В него укладывают мешки с песком, кирпичи, лом металла и другие тяжелые предметы.

Улучшить проходимость мотоблока можно путем установки грунтозацепов. Самый простой способ изготовления грунтозацепов заключается в том, что нужно сделать обод из полосы металла и наварить на него лопасти. Диаметр обода должен быть больше колесных дисков и меньше, чем у покрышек. Насаживание обода проводится при спущенных шинах. После того как грунтозацеп будет установлен, проводится накачивание колеса.

Усовершенствовать трансмиссию можно, установив на двигатель самодельный вариатор. Система ремней и дисков позволит плавно менять скорость движения агрегата, без рывков и вибрации.

Дисковый плуг: алгоритм действий

Дисковый плуг-окучник используется для подготовки ровных борозд под посадку овощей. Используя чертежи, можно проконтролировать ход сборки и избежать недочётов.

Изготовление дискового плуга выполняется за описанной схемой:

  1. Опорный уголок как основа. Изготавливается из уголка с равными сторонами, его полки после охлаждения должны сходиться под углом 700;
  2. Носок сваривается с уголком. Пятка сваривается с упорной планкой;
  3. Щёчки закрепляются на опорном уголке петлями. Торцевыми сторонами щёчки при раскрытии не должны упираться друг в друга;
  4. Поворотный механизм сваривается с упорным уголком под прямым углом.

В завершении нужно отрегулировать щёчки плуга. Они фиксируются тисками и настраиваются, пока не будут направлены в разные стороны.

Рекомендации по эксплуатации

Как показывает практика, «Нива» поступает на реализацию в уже собранном виде, но после приобретенияперед установкой навесного оборудования требуется выполнить правильную регулировку основных узлов. Грамотная подготовка оборудования позволяет выполнять полноценную работу с максимальным использованием характеристик.

Для полноценной работы двигателя обязательно осуществляется настройка клапанной системы. С этой целью выполняется разборка карбюратора, а также откручивание всех винтовых соединений на верхнем и нижнем корпусе с последующей чисткой элементов. На следующем этапе выполняется настройка клапанов при помощи регулировочных винтов.

Чтобы оборудование служит максимально долго и сохраняло свою работоспособность, следует придерживаться следующих рекомендаций по эксплуатации:

в процессе установки культивирующих навесов нужно контролировать направление ножей по ходу движения оборудования; если в процессе проведения сельскохозяйственных работ колеса буксуют, то рекомендуется установка дополнительных грузов; очень важно контролировать качество и чистоту используемого в мотоблоке топлива; при запуске в работу холодного устройства необходимо закрывать воздушную подачу посредством специальной задвижки; после запуска РУД устанавливается на позицию ХХ, а двигатель прогревается примерно три минуты; категорически запрещается выставлять обороты на максимальные показатели на этапе прогрева мотора; особенно важно предотвращать в процессе работы попадание масла на поверхность воздушного фильтрующего элемента. Прежде чем приступать к работе с адаптерами и мотоблоками, очень важно ознакомится с прилагаемой производителем инструкцией

Прежде чем приступать к работе с адаптерами и мотоблоками, очень важно ознакомится с прилагаемой производителем инструкцией

Роторный плуг: алгоритм действий

Роторный плуг для мотоблока с опорным колесом считается навесом сложного типа из-за своей конструкции. Работать над ним необходимо с особой внимательностью, чтобы ошибки не сказались негативно на качестве обработки почвы.

Роторный плуг изготавливается по определённому алгоритму:

  1. Фреза – рабочая деталь. Для изготовления нужно подготовить стальную трубку и металлические пластины. Последние привариваются к трубе для последующего перемалывания грунта и отбрасывания его в сторону;
  2. Изготовление рамы для редуктора. Она бывает любой формы, основной нюанс – рама должна защищать редуктор от влаги, мусора, внешнего повреждения;
  3. Редуктор придётся купить. Он подключается к коробке передач агрегата;
  4. Роторный плуг отличается достаточно большими габаритами, потому нужно установить колёса. Вполне сойдут старые колеса от мототехники.

Такая конструкция прослужит долгое время. Важно своевременно менять масло, смазывающее редуктор для предотвращения поломок.

Принципы самостоятельно регулировки инвентаря

Следующая проблема, с которой сталкиваются владельцы земли – как настроить плуг на мотоблоке? От правильности регулировки зависит эффективность работы инвентаря и скорость обработки почвы.

После того, как вы закончите устанавливать плуг, начните его регулировку. При этом учитывайте такие факторы, как совпадение продольно оси огородной техники и регулятора, а также вертикальное положение грядили агрегата.

С целью усиления эффективности обработки почвы можно использовать удлинитель осей и металлические колеса с утяжелителями. Сам мотоблок не должен иметь тонкую стойку, короткий отвал, тонкий лист корпуса, изготовленный из некачественной стали. Техника, не обладающий такими изъянами, и имеющая достаточную мощность в конских силах станет хорошим помощником для обработки почвы плугом.

Как изготовить плуг к мотоблоку своими руками из конного?

Конский плуг, по сравнению с другими типами навесных устройств, может быть полностью деревянным. Единственным элементом из металла может выступать лемех.

Пошаговая инструкция по самостоятельному изготовлению конского плуга для вспашки земли приведена ниже:

  1. Рукоятки изготавливаются из двух деревянных брусьев, толщина которых около 10 сантиметров. Верхняя часть рукояток дополняется прорезиненными накладками;
  2. Рукоятки соединяются под прямым углом, так будет удобнее за них держаться двумя руками;
  3. Нижние части элементов соединяются саморезами;
  4. Брус толщиной 20 сантиметров нужно изогнуть, чтобы его концы расположились параллельно;
  5. Нижний конец бруса прикрепляется к лемеху;
  6. На верхнем конце устанавливается крепление плуга к мотоблоку. Для изготовления можно использовать деревянные бруски небольшого размера;
  7. Посередине крепления устанавливается двойная рукоятка.

Строение конского плуга очень простое, но отличается высокой эффективностью. Его нельзя использовать при обработке влажного грунта, чтобы не сломать деревянные детали.
Способ изготовления плуга для мотоблока можно подобрать под себя. Каждый самодельный навес может быть использован с агрегатами популярных марок Нева, МБ-1 и МБ-2, МТЗ, Крот, Салют.

Разновидности культиваторов

Так как речь идет о полноценной обработке огорода, будь это осенний иди весенний период, не имеет смысла подробно рассматривать ручные культиваторы, предназначенные для рыхления почвы в процессе ухода за насаждениями. А вот на силовых агрегатах стоит остановиться подробнее.

Культиваторы – универсальная садово-огородная техника, которая используется не только для обработки огорода, но и для разделки целины, устройства газонов, ухода за приствольными кругами садовых и декоративных деревьев. Источником питания для мотора у этих агрегатов может выступать как электричество, так и бензин. Культиваторы, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, называются мотокультиваторами. Но, независимо от источника питания, все культиваторы подразделяются на три разновидности.

Сверхлегкие и легкие – электрические или бензиновые модели, мощностью до 1,5 кВт или до 1,5 л. с., предназначенные для обработки уже освоенной почвы на небольшую глубину. Ввиду компактности и сравнительно небольшого веса (9-20 кг), они маневренны и удобны при работе в сложно доступных местах – междурядья, клумбы, стационарные грядки в теплицах, приствольные круги и подобное. Вкупе с доступной стоимостью это оптимальная техника для небольших участков с рыхлыми почвами.

У меня электрический культиватор весит 8 кг – да, им 20 соток не вскопаешь, но у меня под огород сотки 4 и лопатой я бы их рыла все майские праздники. А потом еще неделю пластом лежала, а тут пара часов, и готово!

Средние (полулегкие) – преимущественно бензиновые, мощностью до 5 л. с., массой в районе 50 кг, рассчитаны на обработку более тяжелого, даже слежавшегося или утоптанного грунта на глубину от 10 см. Как и легкие, не предназначены для целинных земель, их задача рыхлить грунт на разработанном участке. Но в отличие от легких с этими агрегатами можно использовать навесную гарнитуру для различных дополнительных операций – окучивания, аэрации, копки картофеля. Несмотря на то, что для разделки целины средние культиваторы не предназначены, иногда их для этих целей применяют.

Я распахивала средним бензиновым культиватором целинный участок, заросший снытью. Там большой подушки из трав не было. Порядок действий следующий:

Что мне нравится, культиватор не режет корни растений, а выбрасывает их наружу целиком. Остается потом только собрать их с поверхности граблями.

Тяжелые – мощные, до 6 л. с. агрегаты, весом в среднем 75-90 кг, с глубиной обработки от 20 см, предназначенные для тяжелого грунта. Это может быть как заброшенный участок, на котором несколько лет ничего не делали, так и целина. Такие культиваторы также многофункциональны за счет различного навесного оборудования. Оборотной стороной мощности является неповоротливость и высокая стоимость. По большому счету тяжелый культиватор нужен один раз – превратить целину в пахоту и то, если речь о больших площадях. Но если финансы позволяют и есть, кому управляться с тяжелой в прямом смысле техникой, он станет отличным подспорьем.

Я считаю, что если обрабатываемый участок большой, скажем от 10 соток и выше, то необходимо приобретать тяжелый культиватор, ведь его можно использовать не только для целины и два раза в год. А легкие и средние – это культиваторы для нескольких грядок, ими может и реально поднять целину, но когда этой целины 2-3 сотки. Если такой земли больше, то время и силы, затраченные на обработку, будут слишком велики.

И хотя бытует мнение, что тяжелые культиваторы исключительно мужские «игрушки», женщине под силу освоить эту технику, особенно, если нет альтернативы.

У меня из мужиков только отец 85 лет. Купила китайский мотокультиватор (75 кг), научилась обслуживать его, работать на нем (на это ушло года два). Сейчас уже не представляю, как бы я вручную, без культиватора, обслуживала участок в 25 соток.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]