Для термина «Советский Союз» см. также другие значения.
Тип «Советский Союз» | |
Проект | |
Страна |
|
Основные характеристики | |
Водоизмещение | стандартное 59 150 т полное 65 150 т |
Длина | 269,4 м (260,0 м по КВЛ) |
Ширина | 38,9 м (36,4 м по КВЛ) |
Осадка | 10,19 м |
Бронирование | броневой пояс: 375—420 мм, переборки: 230—365 мм, барбет: 425 мм, орудийные башни: 495 мм, палуба: 25+155+50 мм, рубка: 425 мм |
Двигатели | 6 котлов треугольного типа |
Мощность | 201 000 л. с. |
Скорость хода | 29 узлов максимальная 28 узлов крейсерская |
Дальность плавания | 7200 миль |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 1226 матросов,66 офицеров |
Вооружение | |
Артиллерия | 3×3 406,4/50 мм АУ Б-37 6×2 152-мм |
Зенитная артиллерия | 6×2 100-мм 10×4 37-мм 46-К |
Авиационная группа | 4 самолёта КОР-2, 2 катапульты. |
Медиафайлы на Викискладе |
Линейные корабли проекта 23
(тип
«Советский Союз»
) — проект линейных кораблей, строившихся для Военно-Морского Флота СССР в конце 1930-х — начале 1940-х годов в рамках программы строительства «Большого морского и океанского флота». Считалось, что новые линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота.
Содержание
- 1 История разработки 1.1 Принятие решения о создании нового типа кораблей
- 1.2 Окончательное утверждение проекта
- 3.1 Конструкция корпуса и надстройки 3.1.1 Бронирование
- 3.2.1 Характеристики ЭУ
- 4.1 Артиллерийское вооружение
- 7.1 Использованная литература
История разработки
Принятие решения о создании нового типа кораблей
Боевым уставом Военно-Морских Сил РККА — 1930 г. (БУ-30) линейные корабли признавались главной ударной силой флота, а курс на индустриализацию открывал реальные перспективы в их создании. Технический проект линкора был окончен к концу апреля 1937 года. Однако его утверждение и закладка двух первых кораблей, заказанных 22 ноября 1936 года Балтийскому заводу, не состоялись. В конце мая 1937 года было увеличено стандартное водоизмещение до 55 000 т. во изменение первоначального проекта.
Окончательное утверждение проекта
Первоначально срок завершения проектных работ намечался на 15 октября 1937 г., однако окончательно «проект 23» был утверждён постановлением Комитета обороны при СНК СССР только 13 июля 1939 г., когда головной корабль был уже заложен.
Плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд рублей[1]) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году[2].
Современная система управления проектами в строительстве
Сегодня значительно изменились запросы в организации строительных процессов, так как произошли существенные перемены в сфере управления проектами. Иные формы управления продиктованы необходимостью оптимизировать и ускорить рабочие процессы, а также появились новые достижения в мире вычислительной техники.
В настоящее время использование в управлении строительством информационных систем необходимо. При этом модель управления кардинально не изменилась. В прежнем виде сохранился весь список мероприятии в рабочем процессе.
Комплекс работ в управляющей инфраструктуре выглядит так:
- Технико-экономическое обоснование инженерных поисков для реализации проекта.
- Создание проектно-сметной документации.
- Подготовка к работам нулевого цикла.
- Возведение объекта.
- Обеспечение контроля качества.
- Обследование здания перед сдачей.
Это интересно!
“Проектирование зданий: виды, этапы”
Подробнее
Современные системы строительства жилого дома стали более эффективны в настоящее время. Произошли существенные изменения в коммуникационной системе. Теперь в них больше надёжности, благодаря тому, что функциональность повысилась. Именно поэтому легко координировать отдельные группы, участвующие в проекте.
Общая инфраструктура управления может обеспечить большой диапазон технических процедур, связанных с логистикой, оборотом документов, обработкой данных инженерных исследований, расчётами конструкций и прочее. Системы настолько мощные, что могут выполнять множество операций, а у оператора появляется возможность генерировать оценки по различным параметрам на основе анализа.
История строительства
В общем по проекту 23 был проведён колоссальный объём опытно-конструкторских работ (одних моделей было построено более ста штук) и различных испытаний, включая: экспериментальное бомбометание по переоборудованному сухогрузному судну (была установлена соответствующая палубная защита), имитацией подрывов на минах и торпедах (более тридцати масштабных и два натурных). Была создана защита от неконтактных взрывателей — размагничивающее устройство, спроектированное в ЛФТИ в 1936—37 годах и получившее последующее применение на кораблях всех классов. Кроме того, были подготовлены стапели и достроечно-аварийные доки на Балтийском и Николаевском заводах. Таким образом процесс проектирования данных линкоров дал мощный импульс в деле создания крупных кораблей на отечественных судостроительных заводах.
Головной линейный корабль «Советский Союз», заводской номер С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. Об этом свидетельствует официальное донесение:
«Начальнику Управления кораблестроения РККФ инженеру-флагману 3 ранга т. Горшкову. Настоящим доношу, что 15 июля 1938 г. на заводе имени С. Орджоникидзе заложен л/к „Советский Союз“. Уполномоченный УК военинженер 1 ранга Кудзи»
В 1938—1939 годах на двух других предприятиях заложены ещё три линкора: «Советская Украина» (С-352) в Николаеве, «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия» (С-102) в Молотовске.
В октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз»[3]. Из-за начала Великой Отечественной войны строительство линкоров было прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» — всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были разобраны.
Традиционное управление проектами в строительстве
Процесс управления проектом жилищного строительства сложный. И если качественно будет продуман, тогда сроки проекта и безопасность будут в норме, а время эксплуатации не станет вызывать опасений.
Есть люди, которые считают стратегическое или оперативное планирование строительства слишком простым. Однозначно, для них будет открытие, что мало проконтролировать, нужно учесть все особенности.
Сегодня на практике доказано, что начальник, который прошёл все этапы развития от самого начала до высокого поста, является лучшим в своём деле. Так как он максимально много знает о своей работе. Поэтому преимущество в вопросе организации строительства будет у той компании, которая отлично разбирается в этой теме.
Сложно обеспечить логистику при реализации проекта и многоплановость производимых рабочих процессов, поэтому необходима организационная модель управления в строительстве. Для достижения поставленных задач нужен тот, кто станет во главе и будет контролировать не только участников проекта, но и грамотно распределять ресурсы. И система управления строительством с этим справится.
Оптимизировав весь рабочий период на каждом уровне, координация станет миссией управляющей структуры. Необходимо быть готовым в любой момент скорректировать финансовые затраты, сократить роль факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на весь процесс, а также скорректировать тактики производства строительно-монтажных работ, если это потребуется.
Конструкция
Непотопляемость корабля обеспечивалась при разрушенной небронированной части корабля и одновременном попадании двух 21-дюймовых торпед в днище или трёх торпед в були. Много внимания было уделено качеству и прочности соединения броневых плит различными способами: на заклепках в три ряда в шахматном порядке, на шпонках и т. д. Рассматривалась возможность применения сварки, которая постепенно входила в практику советского и зарубежного кораблестроения (сварные броневые палубы толщиной 12—30 мм германских крейсеров типа «Адмирал Хиппер»). По результатам проведённой в 1938 г. в Военно-морской академии военной игры с учебной стрельбой на тренировочном стенде считали, что советские корабли «проекта 23» будут иметь преимущества перед зарубежными линкорами. Тогда же был сделан и вывод о «выгодности 85—105-мм калибра для зенитной артиллерии», впоследствии потребовавший существенного уточнения.
Конструкция корпуса и надстройки
Бронирование
броневой пояс: 375—420 мм, высота пояса 6,27 м, угол наклона 5°,
переборки: 230—365 мм,
барбет: 425 мм,
орудийные башни: 495 мм,
палуба: 25+155+50 мм,
рубка: 425 мм
Противоторпедная защита
Противоторпедная защита была рассчитана на взрыв заряда до 750 кг в тротиловом эквиваленте. Противоторпедная защита имела протяжённость чуть меньше 70 % длины корабля по КВЛ. На большей части длины её глубина составляла не менее 7,5 м (на миделе — 8,2 м) и лишь у носового траверза цитадели (64-й шпангоут) уменьшилась до 7,1 м. В кормовой части цитадели по конструктивным соображениям, вместо итальянской системы применена американская с четырьмя продольными переборками. Для объективной сравнительной оценки различных систем защиты в 1937—1938 годах в Николаеве прошла серия опытов с подрывом 24 масштабных (1:5) изготовленных заводом № 200 отсеков семи известных в то время систем. Результаты этих испытаний, проведённых комиссией капитана 2 ранга Лундышева, были выбраны две наиболее эффективные: американская, применённая на линкоре «Вест-Вирджиния», и итальянская типа «Пульезе-Литторио». Базируясь на этих результатах, в феврале 1938 года предложили на корабле проекта 23 замену итальянской системы на американскую, считая её более предпочтительной, как по сопротивляемости взрыву, так и по конструктивным и эксплуатационным качествам. Предложение было отвергнуто из-за опасений, что переделка отодвинет срок закладки корабля.
Энергетическая установка
ГЭУ корабля включала три главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 67 000 л. с. (максимальная 77 000 л. с.) и шесть водотрубных котлов.
Характеристики ЭУ
Паропроизводительность одного котла 162 т/ч (максимальная 185 т/ч), давление на выходе 37 атм. при температуре 380 . ГТЗА линкора были унифицированы с агрегатами тяжёлого крейсера проекта 69.
Проект Су-27КМ. Обратная стреловидность для авианосца
Схема истребителя С-22, середина 80-х годов. Рисунок Paralay.com
В свое время широкую известность получил экспериментальный самолет Су-47 «Беркут». От другой техники его отличала необычная архитектура с крылом обратной стреловидности (КОС). ОКБ Сухого начало изучать тему КОС еще в начале восьмидесятых годов и даже разработало несколько проектов с применением такого крыла. Непосредственным предшественником опытного Су-47 в этом контексте стал проект Су-27КМ, предлагавший палубный истребитель необычной аэродинамической схемы.
Первые наработки
На рубеже семидесятых и восьмидесятых годов в нашей стране стартовала программа создания перспективного истребителя для обновления парка ВВС в девяностых. Работы по этой теме передали ОКБ Микояна, а бюро им. П.О. Сухого поручили делать другие самолеты.
В начале 1983 г. генеральным конструктором ОКБ Сухого стал М.П. Симонов. Почти сразу он предложил начать инициативную разработку перспективного истребителя – без заказа от военных. «Для маскировки» проекту дали рабочий индекс С-22, который можно было спутать с названием одного из серийных самолетов. Главным конструктором назначили В.С. Конохова.
В тот период Симонов и его коллеги проявляли большой интерес к КОС. Исследования показывали, что такое крыло имеет существенные преимущества перед «обычным», хотя и является более сложным в изготовлении. Истребитель с КОС по ряду характеристик мог превосходить технику нормальной схемы.
Макет самолета С-32. Фото Testpilot.ru
В рамках проекта С-22 провели необходимые исследования и подготовили полный комплект рабочей документации. Предлагалось строительство самолета схемы «утка» с передним горизонтальным оперением и КОС. Машину оснастили одним двигателем; имелась одноместная кабина. Взлетный вес достигал 22-24 т, в т.ч. несколько тонн боевой нагрузки.
Проект С.32
На финальной стадии проектирования выяснилось, что С-22 получился чрезмерно тяжелым. Исправление этих недочетов требовало кардинальной переработки проекта. В связи с этим работы по С-22 остановили, а накопленный опыт положили в основу нового проекта – С.32.
Теперь рассматривалось создание двухдвигательного самолета с увеличенной тяговооруженностью. Предлагалось сохранить КОС со всеми его плюсами, а также использовать некоторые идеи в сфере снижения радиолокационной заметности. Конструкторы во главе с М.А. Погосяном рассмотрели несколько вариантов компоновки и оснащения самолета, после чего выбрали оптимальный.
Планер С.32 в целом походил на ранее разработанный. Схема «утка» получила дополнительный задний поворотный стабилизатор. Над ним находилась пара килей. Сохранилось крыло обратной стреловидности. Силовую установку теперь составляли два двигателя Р-79М или пара разрабатываемых АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги. В последнем случае обеспечивался выход на сверхзвуковую скорость без форсажа. УВТ и КОС должны были обеспечить уникальную маневренность.
Су-27КМ в полете. Рисунок Popmech.ru
Предусматривалось современное приборное оснащение кабины, обеспечивающее разгрузку летчика и решение всех основных задач. В НПО «Звезда» предложили оригинальное катапультное кресло переменной геометрии, снижающее воздействие перегрузок на летчика.
«Корабельный, модернизированный»
Изначально С.32 рассматривался в качестве самолета сухопутного базирования. Однако к середине восьмидесятых Минобороны стало проявлять повышенный интерес к палубной авиации. ОКБ им. Сухого отреагировало на это соответствующей инициативой – разработкой палубной модификации истребителя С.32.
В 1988 г. был подготовлен аванпроект перспективного истребителя Су-27КМ («Корабельный, модернизированный»). Он основывался на проекте С.32, но позиционировался иначе. Чтобы не смущать заказчика излишней новизной, его подавали как глубокую модернизацию уже имеющегося Су-27К (будущий Су-33).
Основные положения проекта Су-27КМ оставались прежними. Предлагался планер типа «продольный триплан» с крылом обратной стреловидностью, двумя двигательными отсеками в хвосте и т.д. При этом были приняты меры по усилению части агрегатов, испытывающих те или иные нагрузки при эксплуатации на авианесущем корабле. Переработали приборное оснащение.
Вариант истребителя со складываемым крылом. Рисунок Popmech.ru
Усовершенствованный планер предлагали строить из металла и композитов. Металлические детали использовались в силовом наборе и частично в обшивке. Нагруженная часть обшивки крыла была композитной. Это позволило обеспечить требуемую прочность конструкции, но затрудняло размещение механизма складывания крыла. Он должен был находиться за пределами проекций композитных деталей, чтобы те могли распределять нагрузки правильным образом.
Разработали два метода уменьшения габаритов самолета для более плотного размещения в ангаре. В первом случае шарниры для складывания помещались в центроплане и не затрагивали композитную часть крыла. Плоскости должны были складываться вверх-вперед и ложиться на фюзеляж.
Второй вариант не использовал шарниры крыла. Вместо этого применялись раскладываемые в стороны кили. Самолеты такой схемы, имеющие минимальную высоту, можно было хранить на специальных стеллажах в несколько ярусов.
В «корабельный» проект перенесли силовую установку с двумя двигателями Р-79М с УВТ. Рассматривалась возможность вывода двух реактивных струй через общее плоское сопло с управлением в вертикальной плоскости.
Летающая лаборатория на базе Су-27 для отработки плоского сопла. Схожий агрегат мог использоваться на Су-27КМ. Фото Airbase.ru
Проект Су-27КМ предусматривал применение перспективной бортовой радиоэлектронной аппаратуры и систем управления вооружением. Самолет должен был вести воздушные бои или атаковать наземные / надводные цели. Оружие планировалось нести на внешней подвеске и во внутреннем отсеке.
Перспективный самолет по своим габаритам был похож на существующие образцы, а максимальная взлетная масса вышла на рубеж 40 т. При такой массе самолет нуждался в стартовой катапульте, но подобные агрегаты на тот момент отсутствовали. Альтернативой был т.н. баллистический взлет с трамплина, который могло обеспечить только крыло обратной стреловидности.
При баллистическом взлете самолет, проходя срез трамплина, имеет недостаточную подъемную силу. По инерции он набирает небольшую высоту, но затем просаживается на 10-15 м. Доходя до нижней точки этого снижения, самолет развивает необходимую скорость, а КОС набирает подъемную силу. После этого машина может уверенно держаться в воздухе и выполнять полет.
Решение заказчика
Аванпроект самолета Су-27КМ был подготовлен в 1988 г. и сразу получил поддержку заказчика. Научно-исследовательская работа получила необходимое финансирование, и в обозримом будущем ожидалась постройка летного прототипа. Однако этого не произошло.
Экспериментальный самолет Су-47 «Беркут». Фото Airwar.ru
В мае 1989 г. Военно-промышленная комиссия при Совмине СССР приняла решение закрыть целый ряд перспективных проектов во всех основных областях. Вместе с другими проектами под сокращение попал Су-27КМ. Работы по самолету в интересах военно-морского флота прекратились. По некоторым данным, проект Су-27КМ закрыли в пользу создания будущего двухместного Су-27КУБ.
Проект Су-27КМ был закрыт на достаточно ранних стадиях, и строительство опытного образца не начиналось. Более того, к маю 1989 г. не успели построить и испытать даже необходимые летающие лаборатории. Подобные работы осуществлялись позже и в рамках другого проекта.
От проекта к экспериментам
ОКБ им. Сухого было вынуждено прекратить создание палубного истребителя с КОС. Однако оно не стало отказываться от перспективного направления в целом. Работы по крылу обратной стреловидности продолжились – вновь в контексте авиации сухопутного базирования.
Уже в 1989 г. в инициативном порядке продолжили работы по теме С.32. Этот проект переработали с учетом опыта разработки Су-27КМ. В него внесли новые решения, компоненты и технологии. В то же время, пришлось отказаться от некоторых чрезмерно смелых и дорогих решений. На этом этапе прошли испытания летающие лаборатории с тем или иным оснащением.
Палубный истребитель Су-33. Из-за неудачи проекта Су-27КМ он не получил замены. Фото Минобороны РФ
Вскоре появился новый вариант проекта С.32, получивший собственное обозначение С-37. В 1997 г. по этому проекту построили опытный самолет характерного вида, а через два года машину по имени «Беркут» впервые показали широкой публике. В дальнейшем этот экспериментальный самолет привлекался к различным исследованиям, в т.ч. при разработке истребителя пятого поколения.
Предшественник и последователи
Таким образом, палубный истребитель с крылом обратной стреловидности Су-27КМ остался на бумаге, хотя и имел шансы дойти, как минимум, до летных испытаний. Однако наработки по этому проекту не пропали, были реализованы и проверены на практике. В дальнейшем экспериментальный проект С-37 / Су-47, частично повторявший Су-27КМ, поспособствовал появлению нового поколения отечественных истребителей.
Впрочем, наиболее интересные конструкторские решения проектов С-22, С.32, Су-27КМ и Су-47 так и не дошли до серии и эксплуатации в войсках. Самый новый и совершенный Су-57 получил традиционное стреловидное крыло.
Вооружение
Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение линкоров должно было составлять девять 406-мм орудий главного калибра в трёх башнях, двенадцать 152-мм орудий в шести двухорудийных башнях, а также восемь 100-мм зенитных орудий в четырёх спаренных башнях и тридцать два 37-мм зенитных автомата в счетверённых башенноподобных установках-гнёздах.
Для линкоров специально разрабатывалась 406-мм морская пушка Б-37. В связи с прекращением строительства линейных кораблей типа «Советский Союз» в июле 1941 года работы над созданием орудия Б-37 и башни МК-1 к нему были остановлены, но одна из опытных пушек Б-37 в 1941—1944 годах принимала участие в обороне Ленинграда от немецких войск и в составе батареи № 1 Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона поддерживала войска Ленинградского и Волховского фронтов на различных направлениях.
Основные цели управления проектами в строительстве
Строительство представляет собой вариантную систему. Так как в процессе постоянно происходят изменения, и каким будет конечный результат неизвестно. На это влияет насколько будут исполнены договоры с подрядчиком, не будет ли проблем с машинами и оборудованием, а также отсутствие перебоев в работе транспорта.
Внешняя среда и строительство активно взаимодействуют. Таким образом, строительство получает от внешнего мира всё необходимое: материалы, конструкции, машины, энергию, транспорт, кадры и т. п.
В управлении строительством есть свои особенности: целенаправленность управления, оптимальность, управляемость, соотношение управленческого персонала и рабочих и другие.
Для целенаправленного управления нужно:
- Поставить цель управления, средства и методы достижения,
- Понятная цель для персонала,
- Мотивация сотрудников для достижения результата.
Классификация целей управления строительством:
- По времени достижения цели: перспективные, текущие, оперативные,
- По важности: стратегические, второстепенные,
- По отношению к объекту: общие и частные,
- По степени достижения результата: конечные и промежуточные.
Чтобы в процессе управления был достигнут оптимальный вариант, необходимо учитывать все особенности. Отличным вариантом будут минимальные финансовые затраты и трудовые ресурсы. Но нельзя забывать о качестве, поэтому в каждом отдельном случае будет свой ориентир для результата.
Сравнение с аналогами
Сравнение проектов реально заложенных линейных кораблей стандартным водоизмещением более 50000 т.
Ямато (Япония) | Советский Союз пр. 23 (СССР) | H39 (Германия) | Монтана (США) | |
Год закладки | 1937 | 1938 | 1939 | 1941 |
Водоизмещение стандартное т | 62 315 (проектн.) 63 200 (реал.) | 59 150 (проектн.) 60 190 (оценка) | 53 489 (проектн.) | 60 500 (проектн.) |
Водоизмещение полное т | 69 998 (проектн.) 72 810 (реал.) | 65 150 (проектн.) 67 370 (оценка) | 63 596 (проектн.) | 70 500 (проектн.) |
Длина м | 269,4 | 243,9-263 | 266-277,8 | 281,9 |
ГЭУ | 4 ТЗА 12 ПК 150 000 л. с. | 3 ТЗА 6 ПК 201/231 000 л. с. | 3-вальная 12 диз. 148 000 л. с. | 4 ТЗА 8 ПК 172 000 л. с. |
Скорость хода, узлов | 27,5 | 28/29 | 30,4 | 28 |
Бронирование: | ||||
Главный пояс | 410 мм | 375—420+20 мм | 180—320+скос 120мм | 406мм |
Верхний пояс | нет | 180—420 мм | 150+25 мм | нет |
Нижний пояс | 100—170 — 200—270 мм | нет | нет | 95-210 мм |
Броня в оконечностях | нет | до 285—365 мм | до 150 мм | нет |
Палубное бронирование | главная 200—230 мм | 25+155+50 мм | 50-60+100-150 мм | 57+147-186+25 мм |
Башни (лоб/бок/крыша/тыл): | 650/250/270/460 мм | 495/230/230/410 мм | 400/220/180-220/325 мм | 560/254/233/370 мм |
Вооружение: | ||||
Орудия | 9-460/45 12-155/60 12-127/40 24- 25 | 9-406/50 12-152/58 12-100/56 40-37 | 8-406/52* 12-150/55 16-105/65 16-37 | 12-406/50 20-127/54? 32-40/56 20-20 |
Вес залпа ГК | 13 140 кг | 9972 кг | 8240 кг* | 14 696 кг |
- * Орудие 40,6 cm/52 (16″) SK C/34 по сути являлось 42 cm/48 (16,5″) SK C/40. Являясь подогнанным под максимально разрешённый договорами калибр, путём искусственного утолщения внутренней стенки и путём несложной процедуры растачивания оно легко возвращалось к проектному калибру с увеличенной массой снаряда. В этом случае бортовой залп ГК превысил бы 9,1 тонны.
Примечания
- Краснов В. Н., 2005, с. 56.
- Краснов В. Н., 2005, с. 61.
- Платонов А. В.
Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: Полигон, 2002. — С. 70. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
Использованная литература
- Васильев А. М.
— Некоторые аспекты строительства линейных кораблей типа «Советский Союз». — «Судостроение». — 2000. — № 5. - Васильев А. М.
Линейные корабли типа «Советский Союз». — СПб.: Галея Принт, 2006. — 176 с. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0110-0. - Васильев А. М., Морин А. Б.
Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 112 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3. - Грибовский В. Ю.
— Линейные корабли типа «Советский Союз». — «Судостроение» № 7, 1990. - Краснов В. Н.
— Линкоры типа «Советский Союз». — «Морской сборник» № 5, 1990. - Краснов В. Н.
Военное судостроение накануне Великой Отечественной Войны. — М.: Наука, 2005. — 215 с. — ISBN 5-02-033780-3. - Платонов А. В.
Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: Полигон, 2002. — С. 67—70. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
Рекомендуемая литература
- Грибовский В. Ю.
На пути к «большому морскому и океанскому» флоту (Кораблестроительные программы Военно-Морского Флота СССР в предвоенные годы). // Гангут. — СПб.: Издательство «Гангут», 1995. — № 9. — С. 2—20. — ISBN 5-85875-031-1.