Какая резьба на биметаллических радиаторах отопления?

Для сборки алюминиевых радиаторов отопления нам понадобятся: универсальный ключ для американки и накидной гаечный ключ.

Примечание: при использовании металлических ключей — накидных и особенно рожковых, велика вероятность, повредить финишное покрытие на поверхности перечисленных изделий, как получилось в моем случае, так что обратите на это снимание и не повторите моей ошибки. Рекомендую использовать ключ пластиковый для радиаторных пробок, футорок и воздухоотводчиков, пример которого показан на фото.

Демонтаж чугунных радиаторов

Чтобы провести демонтаж таких приборов отопления своими руками, потребуется следующий инструмент:

Размеры чугунной батареи.

  1. Трубный ключ номер 3, для отворачивания контргайки и футорки.
  2. Труборез для обрезки трубы или болгарка.
  3. Ножовка по металлу.
  4. Зубило.
  5. Молоток и кувалда.
  6. Щетка для удаления ржавчины.

Работы по демонтажу таких отопительных приборов, как правило, проводятся летом, когда система отопления отключена. До начала демонтажных работ необходимо слить воду из трубопроводов отопления.

Затем трубным ключом отворачиваются контргайки, стоящие на подводящих воду трубах, отворачиваются футорки и радиатор снимается с кронштейнов.

В случае если контргайки отвернуть невозможно, обрезаются подводящие теплоноситель трубы и устройство демонтируется.

Причины поломок

Как и в случае с санями в известной поговорке, готовить отопительную систему к новому сезону следует летом.

Основными причинами неполадок являются:

  1. Слабый нагрев алюминиевой батареи при отсутствии в ней воздуха.
  2. Слышны шумы и стуки в системе.
  3. Выявилась течь алюминиевого радиатора отопления.
  4. На местах стыков элементов системы появился налет.

В домах с автономным обогревом эти проблемы легко выявить, запустив систему в максимальном рабочем режиме. Более высокое давление покажет целостность конструкции и позволит увидеть возможные дефекты в ней. В домах с централизованным отоплением провести такие работы самостоятельно не удастся, но можно подать заявку в управляющую службу, что их специалисты провели необходимые работы.

Если во время тестирования система показала себя с лучшей стороны, но в разгар сезона начались проблемы, то требуется экстренный демонтаж радиатора.
Для этого нужно произвести следующие действия:

  1. Запорные устройства перекрываются, как и стояк (из него предварительно нужно слить носитель).
  2. Под нижнее подключение устанавливается емкость для слива теплоносителя.
  3. Открутить нижний шаровой кран, чтобы вода (антифриз), оставшаяся в батарее вытекла.
  4. Так же откручивается верхний вентиль, и батарея снимается с кронштейнов.

Если возникает вопрос, как отремонтировать алюминиевый радиатор отопления, если он не греет, то следует искать причину такого состояния прибора:

  1. Первым делом нужно выпустить воздух из системы и подождать, может батареи прогреются.
  2. Если ничего не изменилось, то придется демонтировать радиатор и проверить на возможность засорения. В секционных алюминиевых радиаторах помещается не так много теплоносителя. Залив в снятый обогреватель воду, можно просчитать, соответствует ли ее количество заявленному в техпаспорте параметру. Если нет, то требуется не ремонт алюминиевого радиатора отопления, а его промывка, для чего следует пропускать воду под большим напором через конструкцию, пока она не посветлеет.
  3. Если поток воды не «справился» с задачей, то потребуются знания, как разобрать алюминиевый радиатор отопления на секции и проделать ту же работу с каждым элементом в отдельности. Иногда, при очень сильном загрязнении, требуется щетка (не металлическая), чтобы избавить батарею от густой грязи.

Иногда единственным средством вернуть батареям горячее состояние является замена секции алюминиевого радиатора или их наращивание. При боковом типе подключения это не составит труда, тогда как при нижнем или диагональном способе придется доращивать или сокращать длину трубы.

Разметка мест размещения крепления

Установка крепления начинается с определения того, где и как будет размещаться отопительный прибор. Лучшим местом является стена под окном или недалеко от дверей. В обоих случаях тепло, которое будут выделять секции, станет барьером для движения холодного воздуха.

Установку крепления всегда начинают с разметки:

  1. Батарея должна размещаться строго по центру окна. Максимальное отклонение центра устройства от центра проема не должно превышать 2 см. Разметка предусматривает рисование вертикальной линии на стене. Она должна быть по центру окна. Далее по сторонам делают метки, отступив на расстояние, равное половине собранного радиатора отопления.
  2. Между полом и низом чугунной конструкции должно быть 8-14 см.
  3. Между подоконником и верхом радиатора отопления должно быть 10-12 см. В соответствии с этими двумя правилами делают горизонтальные метки.

Нужно нарисовать еще те метки, по которых будут устанавливаться кронштейны. Сначала рисуют линии, которые будут соответствовать уровням расположения опор. Верхнюю нужно нарисовать ниже сделанных возле подоконника меток. Расстояние до них должно быть равным расстоянию между верхом радиатора отопления и нижней точкой соединения двух секций. Нижнюю линию рисуют над метками, сделанными возле пола. Ее поднимают настолько сантиметров, сколько имеется между нижними точками секции и соединения ребер. На этих линиях отмечают своими руками места, на которых должны быть кронштейны. При этом учитывают, что на каждые 5 ребер должно быть 1 крепление, как сверху, так и снизу.

Обвязка

Что из запорно-регулирующей арматуры монтируется на подводках перед проходными пробками?

Вот несколько типичных вариантов.

  • Пара шаровых кранов. Они позволяют полностью отключить прибор в случае ремонта или замены без сброса всего контура.

Пара вентилей полностью отсекает прибор от подводок.

  • Дроссель и шаровый кран. Дроссель обеспечивает возможность ручной регулировки теплоотдачи.
  • Пара дросселей дает возможность выполнить базовую балансировку системы (ограничение проходимости ближних к котлу отопительных приборов) и регулировать теплоотдачу прибора в дальнейшем.
  • Наконец, дуэт дросселя с термоголовкой позволяет сделать регулировку теплоотдачи полностью автоматической: в помещении с приемлемой точностью будет поддерживаться заданная температура.

Разборка чугунных радиаторов

Наиболее распространены чугунные радиаторы МС140. За время их эксплуатации, а это в некоторых случаях 30 и больше лет, они показали себя только с лучшей стороны:

  • аккумулирует тепло;
  • устойчив к плохому качеству теплоносителя;
  • простоты в обслуживании;
  • надёжны и имеют большой срок службы (от10 лет и выше)

Как же разобрать этого дедушку? А очень просто, ведь конструктивно все радиаторы собраны по одному принципу: с помощью ниппель-гаек и прокладок для герметичности. Правда, в те древние времена на гайку накручивалась пакля с краской и стояла резиновая прокладка.


Чугунные радиаторы в некоторых системах стоят по 50 лет, понятно, что разобрать их будет непросто

С разборкой нового радиатора проблем не возникает. А вот со старым придётся повозиться:

  • со временем стык между секциями «прикипает»;
  • внутренние выступы для ключа разъедаются под действием теплоносителя.

Вот поэтому разобрать старую «чугунину» довольно проблематично.

Еще одна сложность в работе с чугуном — его большой вес. Масса одной «чистой» секции -7.5 кг. Батарея из 10 секций весит 75 кг, поэтому переносить её лучше вдвоём. Перед разборкой радиатора, его лучше всего снять и промыть. Небольшую по весу батарею можно промыть в ванне, предварительно постелив тряпку. Для этого лучше всего взять кусок шланга, подключить к крану с холодной водой и хорошенько промыть. Если ванну пачкать жалко, можно выйти во двор. Важно только наличие воды, нужен также сток: всякого ужаса в воде будет более чем достаточно.


Только сильный человек может один носить чугунные батареи

Место для разборки радиатора выбирается ровным и достаточно просторным. Если вы живёте в многоэтажном доме, то эту работу вполне можно выполнить на лестничной клетке. Из инструментов понадобится:

  • радиаторный ключ;
  • зубило, молоток, небольшая кувалда;
  • щётка с металлическим ворсом, паяльная лампа;
  • несколько досок или чурок для подкладки под батарею;
  • сантехнический ключ №2,3 для раскручивания боковых пробок (футорок) и заглушек.

Немного слов о ключе: вряд ли вы найдёте что-то подобное в магазине, проще поискать на рынке или одолжить у знакомого сантехника.

Ключ представляет из себя круглый пруток диаметром 18 мм. С одной стороны он расплющен в виде лопатки под внутренний размер: ширина ее 28х40мм и толщиной 6 мм. С другой, к нему приварено кольцо, в которое вставляется рычаг для вращения. Длина ключа определяется как ½ длины самого большого радиатора плюс примерно 300 мм. Можно сделать такое «чудо» и из подходящего отрезка полудюймовой трубы, расплющив один конец. Но этот вариант подойдёт только для разборки нового радиатора.


Стык потек — прохудилась прокладка. Нужно разбирать чугунную батарею и менять ее

Для облегчения работы, перед разборкой стык необходимо прогреть строительным феном, либо паяльной лампой. Вот тут и понадобятся доски: на них укладываете батарею и греете.

Что следует учитывать при выборе

Приобретая обычную упаковку для монтажа, следует определиться с диаметром стыковочного отверстия отопителя. Некоторые производители котельного оборудования могут давать определенные рекомендации по установке, среди которых будет указан тип набора для подключения кранов. На такие рекомендации следует обращать внимание во избежание повреждения тепловых конвекторов. Большую надежность представляют фитинги, выпускаемые известными производителями.

Если выбор падает на универсальный набор, в котором имеется еще и крепеж, стоит учитывать, что под тяжелые чугунные радиаторы следует брать специальные длинные стальные штыри для возможности заглубления их в толщу стены, под легкие модели обогревателей достаточно кронштейнов, прикручиваемых шурупами.

Не имеет значения, какой агрегат устанавливается в тепловой контур – алюминиевый или биметаллический – они не адаптированы под обычную сантехническую арматуру ввиду того, что с правой стороны, если смотреть на лицевую панель, у них имеются отверстия с правой резьбой, а с левой стороны, соответственно, идет левая нарезка. Левосторонние футорки и решают вопрос, позволяя уже к ним подключить клапаны, вентили и заглушки.

Покупая набор, необходимо внимательно проверить направление витков отверстия на фитингах, попарно оно должно быть разным.

Монтаж

Как и чем закручивать пробки в радиаторах отопления при их монтаже? Каким образом герметизировать соединения? Инструкция зависит от материала пробки.

В алюминиевые радиаторы фитинг вкручивается разводным или рожковым ключом. Герметичность обеспечивается штатной паронитовой или силиконовой прокладкой.

Прокладка под пробкой хорошо видна на фото.

Пробки для чугунных радиаторов отопления вкручиваются газовыми ключами №2 — 4.

Порядок действий таков:

  1. Резьба наживляется — своими руками, без использования инструмента.
  2. В зазор между дном пробки и секцией укладывается по ходу трубной резьбы прядка сантехнического льна, пропитанного любой быстросохнущей краской или силиконовым герметиком.
  3. Фитинг затягивается до выдавливания излишков пропитки.

Подключение к двухтрубной системе

Двухтрубная система представляет собой параллельные трубы, соединенные уже с двумя теплонагревателями. Такую систему нужно ставить в больших частных домах или на производственных площадях. Вид подключения зависит от вида двухтрубного соединения:

  1. Попутное движение тепла – наиболее распространенная схема при строительстве домов и квартир. Это параллельное, равное по расстоянию, движение прогретой воды. Нужно подключать к такой системе алюминиевые батареи диагональным способом, но можно подключить и все другие, в зависимости от схемы расположения труб.
  2. Тупиковое движение. При нем вода к последней батарее проходит самый длинный путь от главного теплонагревателя и самый короткий – от обратного. По этой схеме можно подключить радиаторы любого типа. Необходимо вмонтировать своими руками в систему регуляторы и клапаны.
  3. Самотечная схема определяется конвекцией. В ней необходимо диагональное подключение алюминиевых радиаторов.

Комплектующие для радиаторов отопления. Монтаж и особенности

Принцип подключение различных по типу батарей отопления практически одинаковый, но отличаются применяемым для этого оборудованием. Комплектующие для радиаторов предлагаются в продаже по отдельности, а также наборами, в которых представлены все изделия, требуемые для подсоединения одной батареи.

Популярные виды радиаторов отопления
В подавляющем большинстве квартир и домов можно встретить 4 типа батарей отопления:
  1. Чугунные.
  2. Алюминиевые.
  3. Биметаллические.
  4. Стальные.

Также существуют пластиковые и медные радиаторы, но они практически не применяются. Каждая разновидность популярных типов батарей имеет свою специфику по эксплуатационным характеристикам и способу подключения. Исключением являются только алюминиевые и биметаллические радиаторы, принцип соединения которых идентичен, как и используемые для этого комплектующие.

Чугунные батареи

Радиаторы отопления данного типа широко применялись раньше, благодаря высокой устойчивости к коррозии и окислению. Несмотря на их массивность и дороговизну, они актуальны и сейчас. Дело в том, что в системах центрального теплоснабжение циркулирующий теплоноситель слишком загрязнен, поэтому батареи из прочих материалов изнашиваются буквально за пару лет.

Алюминиевые радиаторы

Такие батареи имеют привлекательный внешний вид. Алюминий обладает высокой теплопроводностью, благодаря чему быстрее разогревает воздух в помещении. Огромным недостатком таких батарей является их высокая чувствительность к химическому составу теплоносителя. В связи с этим они совершенно непригодны в случае подключения к центральному водоснабжению. Их выбирают только в том случае, когда осуществляется монтаж автономного теплоснабжения, поскольку можно контролировать качество жидкости циркулирующей в системе.

Биметаллические радиаторы

Батареи данного типа имеют высокую теплоотдачу, поскольку в их составе имеется алюминий. Они очень прочные и имеют продолжительный ресурс эксплуатации. У них более высокая стоимость, что существенно снижает популярность такого варианта радиаторов.

Стальные радиаторы

Батарея из стали в отличие от всех предыдущих разновидностей являются не разборными. Они не состоят из секции, которые можно снимать и добавлять по желанию. Обычно такие радиаторы имеют панельный тип устройства. Внешне они похожи на прямоугольный бокс. Их часто можно встретить в офисных помещениях, а также в жилых домах и квартирах. Поскольку панельные системы являются не разборными, то зачастую производители ставят на них все необходимые комплектующие для радиаторов из завода.

Комплектующие для соединения секций радиаторов

Чугунные, алюминиевые и биметаллические батареи состоят из секций, ребра которых можно демонтировать или добавлять, регулируя таким образом эффективность нагрева помещения.

Чтобы нарастить батарею применяются следующие изделия:
  • Ниппель.
  • Прокладка.

Бочкообразный ниппель может иметь различный диаметр, что зависит от того для какого типа батареи он будет применяться. Самый крупный соединитель используется при монтаже чугунных радиаторов старого образца. Ниппель представляет собой короткую металлическую трубку, на противоположных концах которой нарезается разнонаправленная внешняя резьба, доходящая до центра. Внутри ниппеля имеется специальная бороздка, предназначенная для фиксации ключа для сборки батарей.

Стальные панельные радиаторы — отличный выбор по выгодной цене

Панельные радиаторы из стали самые востребованные отопительные устройства в СНГ, а также на территории Европейского союза. Данные приборы нашли широкое применение для отопления жилых помещений, административных зданий, производственных объектов. Стальные панельные радиаторы пользуются огромной популярностью наряду с биметаллическими, алюминиевыми. Панельные радиаторы отопления из стали идеальны для монтажа в малоэтажных зданиях. Они обеспечивают тепловой комфорт, легки, экономичны, удобны в установке. Для системы автономного отопления трудно найти более подходящий вариант. Однако, как и все остальные виды отопительных приборов, они имеют ряд преимуществ и недостатков. Чтобы не ошибиться при покупке, нужно детально ознакомиться с их видами, техническими и эксплуатационными характеристиками.

Устройство стальных панельных радиаторов для дома

Внутреннее устройство данных приборов выглядит следующим образом: листы металла сварены между собой с симметричными углублениями. Вода (теплоноситель) циркулирует по углублениям и каналам. Для увеличения теплопроводности на внутренней стороне прибора крепят металлические ребра. Одним из преимуществ стальных панельных радиаторов является прекрасное сочетание с любым дизайном. Приборы отопления из стали устанавливают в зданиях любого назначения.

В чем секрет популярности

  • Начнем с того, что такие агрегаты считаются едва ли не самыми долговечными. Большинство солидных производителей смело дают гарантию на 50 лет. И это вполне оправдано, к примеру, в Царском селе по сей день функционирует радиатор, установленный еще 110 лет назад;

Важно: бытует мнение по поводу того, что сейчас чугунный радиатор хуже чем советских времен. Это верно лишь отчасти. Здесь все зависит от качества изделия и фирмы производителя. Если батарея отлита согласно отечественным или европейским ГОСТам, то бояться нечего. Но приобретая агрегаты от китайских или турецких «мастеров», человек, по сути, берет кота в мешке.

Стандартный МС 140.

  • Чугун по своим характеристикам хотя и хрупкий металл, но все же достаточно прочный. Рабочим давлением для такой батареи является 8 – 12 атмосфер, плюс при кратковременных скачках или гидроударах, она может выдерживать нагрузку до 20 атмосфер. Если учесть тот факт, что в городской сети давление редко превышает 6 – 8 атмосфер, а средняя сила гидроудара 15 – 20 атмосфер, то запас прочности очевиден;
  • Такие батареи присутствуют как в бюджетном сегменте рынка, так и в элитных товарах. Дело в том, что цена на классические МС-140 едва ли не самая низкая. В то же время стоимость художественного толстостенного литья может порой в несколько раз превышать цену хорошего биметалла;
  • Приверженцы современных материалов забывают о качестве теплоносителя в наших городских сетях. Этот жесткий «коктейль» способен вывести из строя многие новомодные модели. В то время как чугун отличается абсолютной устойчивостью к любым химическим атакам и нейтральностью к коррозии, он попросту не ржавеет;

Дизайн современных батарей из чугуна.

  • Благодаря большому диаметру каналов батареи, любой мусор проскакивает через нее, практически не задерживаясь, что весьма актуально для городских многоэтажек, со старой трубной разводкой;
  • Как известно чугун обладает высокой теплоемкостью. Батарея долго набирает температуру, но также долго ее удерживает. При перебоях с отоплением данный агрегат будет отдавать тепло еще несколько часов после отключения;

Варианты подсоединения батарей.

  • Технически, установка чугунного радиатора отопления своими руками не представляет большой сложности. При наличии инструмента и пары помощников для поддержки, работу можно закончить в течение дня;
  • Еще одним немаловажным достоинством считается тот факт, что комплектующие для чугунных радиаторов отопления можно найти в любом хозяйственном магазине и цена на них вполне приемлемая;

Характеристики современных чугунных радиаторов.

С причинами всенародной популярности мы как бы разобрались.

Теперь давайте поговорим о подводных камнях этих отопительных приборов:

  • Первая причина, по которой многие отказываются от чугуна, это серьезный вес конструкции. Посудите сами, стандартная секция имеет массу порядка 7 кг, на одну комнату в среднем устанавливается 7 – 10 секций. В результате имеем от 50 до 70 кг пустой конструкции, при заполнении добавляется еще 1 – 1,5 кг на каждую секцию. Помимо проблем с установкой, не каждая стена может выдержать такой агрегат;
  • Минимальный объем теплоносителя в одной ячейке составляет порядка 1л. У современных конкурентов этот показатель меньше в 3 – 5 раз. А как известно, чем больше жидкости, тем больше энергии требуется для ее прогрева и поддержания температуры. Плюс быстро регулировать температуру в таких системах, благодаря высокой инертности, весьма затруднительно;

Данные классического чугунного радиатора МС 140.

  • Площадь таких конструкций, по сравнению с современными аналогами, несколько меньше, соответственно и теплоотдача ниже;
  • Упреки по поводу малопривлекательного дизайна не состоятельны, их в какой-то степени можно адресовать распространенным МС-140. Что же касается фигурного литья, то по своей красоте они оставляют далеко позади современных собратьев;

Проблемы

Какие проблемы секционных отопительных приборов так или иначе связаны с ниппелями?

Межсекционные течи

Причина их появления – в том, что прокладки между стянутыми ниппелем секциями постепенно утрачивают эластичность из-за длительного нагрева и известкования. При каждом нагреве и охлаждении линейные размеры секций незначительно изменяются; при этом прокладка раз за разом деформируется.

Наконец, при очередном охлаждении батареи она перестает полностью перекрывать просвет между коллекторами секций, и на стыке выступает влага.

Течь между секций.

Разрыв ниппеля

Куда более неприятен своими последствиями разрыв ниппеля. Если в первом случае худшее, что вам грозит – небольшая лужица под батареей, то расстыковка одного из коллекторов чревата затоплением вашей и соседних квартир горячей водой с большим количеством ила и песка.

Что может быть причиной разрыва достаточно прочного ниппеля?

  • Перетянутое при сборке соединение. Как уже говорилось, секции несколько расширяются при нагреве; стоит температуре теплоносителя подрасти – и едва наметившаяся трещина расширится и превратится в источник серьезных проблем.
  • Гидроудар. Так называется распространяющаяся в практически несжимаемой среде волна, созданная резкой остановкой потока при отрыве клапана винтового вентиля, падении щечки задвижки или просто резко перекрытой запорной арматуре. Давление на фронте потока при гидроударе может достигать 20 – 25 атмосфер.

Механизм возникновения гидроудара.

Справка: чугунные радиаторы рассчитаны на рабочее давление в 9-12 атмосфер, алюминиевые – в 6 – 16.

Конструкция радиаторов отопления

Стандартная батарея собирается из отдельных литых секций, без использования наружного крепежа или фиксаторов. Таким образом, можно набрать радиатор практически неограниченной длины.

Чтобы правильно разобрать чугунную батарею, необходимо знать некоторые особенности ее конструкции:

  • Отдельные секции собираются в один корпус с помощью внутренних резьбовых втулок или ниппелей. Чтобы разобрать чугунный радиатор, нужно суметь вывернуть торцевые пробки и внутренние вставки;
  • Каждый ниппель представляет собой цилиндрический стакан, на котором нарезаны два участка с резьбой двух видов – с левым и правым направлением витков.

Торцевые заглушки также изготавливаются с двумя видами резьбы, как правило, глухие выпускают с левой резьбой, а гайка-штуцер для подключения к трубе – с правой.

Для крепления отдельного регистра в общий чугунный корпус используется пара ниппелей, которые одновременно заворачиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой. Чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, потребуется также аккуратно выворачивать ниппеля, делая на каждом всего 1-2 оборота.

Классификация

Пробки для радиаторов отопления можно условно разделить на группы по нескольким признакам.

Материал

Как правило, он соответствует материалу радиатора:

  • Для чугунной батареи используется радиаторная чугунная пробка;
  • Для секционных стальных и биметаллических радиаторов приобретаются стальные трубные фитинги.

Однако: для алюминиевых батарей за редким исключением используются не алюминиевые, а те же стальные изделия. Алюминиевую пробку слишком легко повредить при вкручивании и монтаже обвязки; в частности, нарезанную в алюминии резьбу диаметром 1/2 дюйма можно сорвать при совсем небольшом усилии.

Стальной фитинг для алюминиевых и биметаллических батарей.

Резьба

Она может быть правой (вкручивается по часовой стрелке) и левой. Как правило, левая пробка для чугунного радиатора и произведенная в России стальная пробка для алюминиевых/стальных/биметаллических приборов маркируются буквой «Л».

Если маркировка отсутствует, идентифицировать тип резьбы несложно: достаточно проследить одну ее нитку на протяжении пары витков.

Функции

С глухой пробкой все просто и ясно: ее единственная функция — заглушить резьбу концевой секции.

Проходная радиаторная пробка служит для присоединения к отопительному прибору подводки и/или элементов обвязки. Фактически, она представляет собой переходник на резьбу меньшего диаметра. Резьба на секции зависит от материала отопительного прибора:

Тип батареиРазмер резьбы
ЧугуннаяДУ32 (1 1/4 дюйма)
Алюминиевая, биметаллическаяДУ25 (1 дюйм)

Диаметр присоединяемой к проходной пробке резьбы тоже может быть разным:

Тип батареиРазмер резьбы
ЧугуннаяДУ15, ДУ20, ДУ25
Алюминиевая, биметаллическаяДУ15, ДУ20

Чугунная пробка под подводку диаметром ДУ20.

Любопытно: при подключении к чугунной батарее подводки диаметром 25 мм используется не рассверленная пробка, а обыкновенный чугунный переходник ДУ25-ДУ32.

В некоторых случаях обвязка или подводка может использовать для подключения не проходные пробки, а непосредственно резьбу коллектора концевой секции.

Когда это практикуется?

  • При подключении чугунных батарей в разрыв розлива в системе с естественной циркуляцией. Здесь важен максимальный диаметр розлива — он влияет на гидравлическое сопротивление контура; поэтому труба ДУ32 вкручивается непосредственно в секции.
  • При установке сварного промывочного крана. Эти изделия тоже, как правило, изготавливаются под размер резьбы самих секций.
  • При монтаже воздушника. Многие производители выпускают краны Маевского и автоматические воздухоотводчики под резьбы ДУ25.

Как добиться эстетичного внешнего вида старых батарей

Очистив батареи изнутри и заменив все изношенные прокладки, работу над обновлением функций можно считать завершенной. Пора заняться внешним видом, чтобы отопительные приборы хорошо вписывались в интерьер. Для этого их достаточно покрасить. При желании батареи декорируют самобытной росписью, изображениями в технике декупаж или просто закрывают специальными экранами. Но красить придется в любом случае. Важно правильно выбрать состав краски и соблюдать технологию нанесения.

Тонкости выбора радиаторных красок

К краскам для радиаторов предъявляют повышенные требования. Они должны быть устойчивыми к воздействию высоких температур, износостойкими, безопасными. Также важно, чтобы покрытие не снижало показатели теплопроводности. Производители предлагают такие составы:

  • Акриловые эмали

Это краски на органической основе. С их помощью легко создать красивое покрытие с глянцевым блеском. Недостаток – резкий запах. Пока краска не высохнет, в помещении будет чувствоваться специфический аромат.

  • Алкидные эмали

Достоинства – большой выбор оттенков, хорошие эксплуатационные характеристики, стойкость. Недостаток тот же – запах. Причем он может появляться при сильном нагреве батарей в отопительный сезон.

  • Водно-дисперсионные составы

Их часто выбирают из-за отсутствия запаха и быстрого высыхания. При покупке обратите внимание на производителя. На банке обязательно должна быть пометка, что краска предназначена именно для радиаторов отопления.

  • Масляные краски

Их иногда покупают для батарей, но это самый неудачный выбор. У масляных составов множество недостатков. Они долго сохнут, сильно пахнут, меняют цвет, снижают теплоотдачу радиаторов.

Убедитесь, что на выбранной краске есть пометки «Для радиаторов отопления» и «Термостойкая»

Технология нанесения краски для радиаторов

Перед окрашиванием следует удалить покрытие. В магазинах продаются специальные смывки для красок, можно воспользоваться ими. В теории смывки помогают очистить батареи, но на практике их эффективность оставляет желать лучшего, ведь краска буквально прикипает к поверхностям под воздействием высоких температур. Лучше разогреть покрытие паяльной лампой или строительным феном, счистить шпателем и щеткой с металлической щетиной. После этого зашлифовывают поверхность наждачной бумагой и обезжирить.

Красить нужно так:

  • Сначала красят внутренние поверхности, чтобы на передней части батареи не появились потеки.
  • Кисть или валик ведут снизу вверх.
  • Потеки удаляют сразу же, пока краска не загустела.
  • Покрытие наносят на всю поверхность радиатора, не нужно оставлять неокрашенные участки.
  • Можно сделать однослойное покрытие, но лучше красить в два слоя, чтобы добиться большей прочности.

Напольная чугунная батарея, окрашенная в стиле омбре

Старый чугунный радиатор способен еще несколько десятилетий создавать комфорт в доме. Не выбрасывайте прибор, если он потерял презентабельный вид и стал хуже греть. Все проблемы решаемы. Отреставрируйте батарею, проявите фантазию – и отопительный прибор будет работать и выглядеть не хуже нового.

Применение штанцевых ножей

Принцип действия данного метода похож на вырубку штампом, однако в данном случае применяется более простой и не дорогостоящий инструмент. Производство уплотнителей таким способом является незатратным и достаточно быстрым. Однако штанцы достаточно недолговечны, поэтому данная методика применяется для производства небольших и средних партий прокладок.

Общие рекомендации

Опытные мастера и профессионалы рекомендуют принять во внимание следующие моменты:

  • При использовании пробки чугунной радиаторной на отопительных приборах следует проявлять осторожность. Дело в том, что чугун легко поддается сжатию, но считается довольно хрупким материалом. Поэтому даже слабое механическое воздействие или удар о твердую поверхность может стать причиной образования микротрещин. Что касается стальных изделий, то они в этом плане более надежны.

  • При изучении материалов по сборке и установке отопительных приборов встречаются рекомендации по использованию обычной краски для более герметичных соединений. В какой-то степени эти утверждения верны, однако следует учесть, что такие соединения имеют не очень привлекательный внешний вид, а при их разборке можно столкнуться с определенными трудностями. Важно понимать, современные отопительные приборы и их дополнительные приспособления не требуют окрашивания.

Выбрать и установить радиаторные пробки не сложно, но необходимо подойти к этому процессу достаточно ответственно. Очень важно подобрать сочетающиеся материалы, правильно определить тип резьбы и размеры пробки, а также ее назначение. Соблюдая рекомендации профессиональных мастеров, можно избежать множества проблем в процессе эксплуатации отопительной системы, включая батареи и радиаторы.

Термическое формование

В данном случае понадобится термопластавтомат с пресс-формой для отливки продукции. Стоимость формовочного пресса довольно высока, поэтому чтобы сделать производство экономически целесообразным, изготовление прокладок данным способом должно быть крупносерийным или даже массовым.

Производство изделий мелкими партиями с применением данной технологии актуально, только если никаким другим способом изготовить их нельзя. Примечательно, что термоформированием производят только уплотнители из ПВХ.

Резка круговыми ножами

Таким способом можно изготавливать только круглые уплотнители больших размеров. В процессе работы понадобится довольно дешевое и высокопроизводительное оборудование. Резка осуществляется стандартными лезвиями. Поэтому производство прокладок данного типа можно выполнять самостоятельно и в любом объеме. Зачастую причиной протечек радиаторов является испорченная прокладка. И если вы не знаете, что делать если потекла батарея отопления, в первую очередь стоит обратить внимание именно на прокладки.

Разновидности отопительных приборов

Официальной классификации чугунных батарей не существует. Условно разделим обогреватели на 3 вида:

  • «гармошки» советского образца типа МС-140;
  • приборы с повышенной площадью теплообмена, имитирующие новые биметаллические и алюминиевые обогреватели, только отлитые из чугуна;
  • дизайнерские батареи, сделанные в стиле ретро, модерн.

Замечание. Напомним: все чугунные обогревательные приборы являются секционными, то есть, наборными.

Классифицировать изделия по другим признакам нереально. Технические характеристики – вес, размеры, теплоотдача – варьируется в широких пределах. Рассмотрим свойства батарей по группам.

Плюсы и минусы традиционных «гармошек»

Для начала приведем технические параметры одного ребра радиатора МС-140М, взятые из технического паспорта:

  • высота общая – 588 мм, между отверстиями – 500 мм, глубина – 14 см (цифра присутствует в маркировке);
  • тепловой поток (мощность) – 160 Вт, площадь поверхности – 0.21 м²;
  • рабочее давление – не выше 10 Бар;
  • объем воды внутри секции – 1.45 литра, максимальная температура – 130 °C;
  • вес – 7.12 кг;
  • материал – серый чугун СЧ-10, заглушки – ковкий чугун КЧ-30 либо сталь;
  • прокладки – резина.


Размеры обогревателя МС-140 и рекомендуемые отступы при монтаже

Примечание. Величина теплового потока указывается при определенных условиях эксплуатации: разность Δt между температурой воздуха помещения и теплоносителя составляет 70 градусов. Расчет теплоотдачи 1 секции описывается в отдельной инструкции. Буква «М» в маркировке означает «модернизированный».

«Гармошки» выпускают несколько российских предприятий и Минский завод отопительного оборудования. Средняя цена за секцию батареи МС-140М – 10 у. е., минимальная – 6 у. е.

Упомянутый белорусский завод также производит видоизмененные версии «гармошек», изображенные ниже на фото:

  • облегченная модель 2К60 мощностью 120 Вт, ребро весит 5.1 кг;
  • 2КП100-90-500 глубиной 9 см, теплоотдача — 140 Вт;
  • модификация БЗ-140-300 с межосевым расстоянием 30 см, мощность – 120 Вт.

Несомненными преимуществами радиаторов остаются доступная цена, долговечность и коррозионная стойкость к воздействию химически активных веществ. Впрочем, последнее достоинство присуще всем батареям, сделанным из чугуна.

  1. Советские «гармошки» типа МС не соответствуют нынешним требованиям к дизайну интерьера. Новые модификации выглядят получше.
  2. Хрупкость. От несильного удара в металле может образоваться микротрещина, потом – течь. Замерзание теплоносителя однозначно ведет к разрушению, от расширения воды чугун раскалывается.
  3. Значительная масса прибора отопления, усугубляемая вместительностью. За счет теплоносителя каждая секция утяжеляется на 1—1.5 кг. Многосекционный обогреватель не выйдет подвесить на стену из газобетона либо гипсокартонную перегородку, только ставить на пол.
  4. Ограниченная сфера применения. Из-за максимального рабочего давления 10 Бар нельзя использовать радиатор в квартире с центральным теплоснабжением, где напор воды достигает 12 Бар (в момент испытаний сети).
  5. Отсутствие нижнего подключения к системе отопления, трубы подсоединяются только сбоку.

Инертность (длительный прогрев и остывание) нельзя отнести к плюсам или минусам радиаторов. Это особенность толстых чугунных стенок, не влияющая на качество обогрева.

Важное замечание. От количества воды в батареях не зависит КПД котла и эффективность работы системы. Нагрузка на циркуляционный насос – сказки. Если объем теплоносителя велик, то изменится лишь время первичного прогрева и окончательного остывания. Послушайте мнение эксперта на видео:

Стоит упомянуть еще одно достоинство батарей серии М-140. Поскольку раньше «гармошки» применялись повсюду, рабочие секции можно отыскать бесплатно либо купить на металлоломе. По отзывам хозяев частных домов, чугунные б/у радиаторы часто используются для отопления хозяйственных построек и подсобных помещений.

Радиаторы с увеличенной площадью теплоотдачи

Однообразие форм чугунных приборов обусловлено технологией изготовления – литьем. Метод экструзии, используемый при производстве алюминиевых секций, здесь неприменим. Но в последние годы картина улучшилась — на рынке появились изделия с плоской лицевой панелью и боковыми ребрами, напоминающие обогреватели из легких сплавов.

Справка. Изображенные на фото батареи «под алюминий» выпускают российские, белорусские и китайские фирмы: Konner, STI НОВА, Минский завод.

В качестве примера перечислим характеристики секции KONNER Модерн со стандартным межосевым расстоянием 500 мм:

  • высота полная – 60 см, глубина – 96 мм;
  • отдача тепла при Δt = 70 °C составляет 150 Вт;
  • максимальное давление воды в рабочем режиме – 12 Бар;
  • вместительность – 0.9 литра;
  • масса – 4.1 кг.

Снаружи обогреватель покрыт полимерной эмалью (как правило, белого цвета). Прокладки – резина EPDM, в комплекте идут 4 торцевых пробки. Стоимость одного ребра KONNER Модерн 500 – 12 у. е., продается минимум 4 шт. Для комнат с низкими подоконниками есть серия невысоких батарей KONNER G1 с межосевым расстоянием 300 мм и мощностью 120 Вт.


Внешне обогреватели Konner очень похожи на изделия из алюминиевого сплава — спереди секция плоская, по бокам отлиты теплообменные ребра

Чем эти батареи лучше «гармошек»:

  1. Поверхность теплообмена увеличилась благодаря боковым ребрам и плоской фронтальной панели.
  2. Соответственно, выросла доля инфракрасного обогрева. То есть, радиатор начал передавать больше тепла посредством излучения.
  3. Уменьшилась глубина ребер без снижения теплоотдачи.
  4. Рабочее давление повышено до 12 атмосфер.

Недостатки батарей типичны – изделия хрупки и ограничены по давлению теплоносителя. Зато удалось решить проблему внешнего вида – теперь обогреватели выглядят не хуже биметалла. Цены повысились незначительно – секция стоит в пределах 10…17 у. е.

Примечание. Стоимость белорусского радиатора 2К60ПП, оснащенного плоской панелью, составляет 21 у. е. за ребро. Причина – усложнение процесса изготовления, добавлена механическая обработка фронтальной плоскости и окраска.

Дизайнерские ретро батареи

Выбор радиаторов «под старину» впечатляет разнообразием. В данном случае технические параметры отходят на второй план, уступая место другим характеристикам:

  • красоте;
  • соответствию дизайну комнат;
  • габаритным размерам.

Кроме традиционных двухканальных приборов, можно выбрать обогреватели на 3—4—5 каналов. Есть радиаторы с гладкими поверхностями и рельефным рисунком, рассчитанные на напольный монтаж. Батареи в стиле модерн имеют угловатые очертания, ретро – более округлые.

Пояснение. В двухканальных радиаторах предусмотрено 2 вертикальных протока теплоносителя, в трехканальных – 3 и так далее.

Качественные ретро-батареи производятся в Чехии, Германии, Турции, РФ, а с недавних пор и в Китае. Известные бренды:

  • Viadrus;
  • Guratec;
  • Demir Dokum;
  • EXEMET;
  • Retro Style;
  • Iron Lion;
  • краны и другую арматуру в стиле ретро производит итальянский бренд Carlo Poletti.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]