Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.
Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.
Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.
Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».
Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.
Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.
Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.
Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.
Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.
Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.
Как обработать дерево
Мастер-класс прошел в шоу-руме студии домашнего текстиля Helgi Home, который в этот вечер был похож скорее на уютную гостиную, чем на мастерскую. Столы были накрыты розовыми скатертями, а инструменты разложены, как приборы для званого ужина.
Как и было обещано, участники освоили пять приемов декорирования дерева: травление, лессировку, состаривание, имитацию металлической и деревянной поверхностей. Рассказываем, как это было.
Особенности работы с напольными покрытиями
Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.
Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.
Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5–0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.
Травление
Первое, что попробовали сделать участники мастер-класса – протравить дерево морилкой. Это простой, но эффектный способ декорирования дерева: в отличие от краски, пигмент в морилке такой мелкий, что проникает в толщу древесины и создает иллюзию естественного цвета дерева. Кроме того, мягкие и плотные волокна по-разному впитывают пигмент, так что морение подчеркивает фактуру дерева.
Совет. Нужно следить, чтобы на кисточке не было излишка пигмента. Наносить его следует мягкими движениями, «растягивая» цвет по поверхности. Имейте в виду, что кисть от пигмента отмыть будет почти невозможно.
Бонусом к травлению Михаил рассказал собравшимся о брашировании. Суть этого приема состоит в том, что дерево «причёсывают» металлической щеткой, чтобы выбрать мягкие волокна и подчеркнуть фактуру материала. В зависимости от того, насколько агрессивно это делается, получается либо эффект бархатной поверхности, либо фактурный рисунок состаренного, обветренного дерева. На слегка протравленных фанерных досочках у участников мастер-класса получился еще и эффект потертости: кисть обнажила волокна, не тронутые пигментом.
Совет. Чтобы подчеркнуть фактуру брашированной поверхности, наберите на широкую кисть немного светлой или перламутровой краски, снимите излишки о бумагу и легкими быстрыми движениями пройдитесь по поверхности материала. Светлая краска задержится на выступающих волокнах, подчеркнув структуру дерева.
Тонировка древесины гуталином
Гуталин – это дешевое средство для чистки обуви, которое можно найти практически в каждом хозяйстве. Благодаря схожему составу оно работает не хуже восков по дереву и может применяться для пропитывания деревянных изделий и покрытий. Нужно просто нанести гуталин на поверхность и втереть его мягкой тряпочкой, а после оставить до полного высыхания.
Важно! Чтобы декорировать древесину нестандартным образом, потребуется гуталин трех оттенков: черный, красный, коричневый.
Декорирование древесины гуталином
Действуют так:
- Берут тряпочку, наливают на нее гуталин коричневого цвета, наносят на заготовку жирным слоем, втирают состав.
- Дают средству впитаться в дерево, после чего другой тряпкой стирают излишки.
- Отдельные зоны изделия обрабатывают черным гуталином, другие участки – красным, частично смешивая их и допуская перекрест оттенков.
- По мере высыхания еще раз полируют все изделие тряпкой.
Лессировка
Техника лессировки пришла в декорирование из живописи, и заключается в нанесении краски полупрозрачными слоями. За примером далеко ходить не пришлось – прекрасный комод, расписанный в таким стиле, стоял прямо в студии. Собравшиеся же повторили эту технику на дощечках. Последовательность действий оказалась простой: нанести на вещь базовый слой краски, просушить его, и далее работать поверх него мокрой кисточкой с небольшим количеством краски. Каждому слою нужно дать высохнуть, чтобы краски ложилась нежными слоями, не смешиваясь.
Совет. Вместо воды используйте специальный разбавитель – он позволит краске сохранить густоту и насыщенность цвета, рисунок получится прозрачным, но более четким.
Красители для древесной породы: выбор вариантов
Красители продаются в виде воды либо порошка, и хоть какой краситель можно растворить в одном либо нескольких растворителях: воде, денатурированном спирте либо масле (толуоле либо скипидаре). В первый раз приступая к работе с красителями, покупайте водорастворимый экстракт либо порошок, который различается простотой внедрения, неплохими проникающими качествами и хороший стойкостью к выцветанию.
Независимо от метода тонирования, торцевые волокна постоянно представляют делему, потому что впитывают больше красителя либо пигмента, становясь темнее поверхностей, образованных продольными волокнами. Для получения наиболее равномерного цвета попытайтесь пользоваться одним из 2-ух обрисованных ниже способов. Перед тонированием отшлифуйте торцевые волокна наиболее маленьким абразивом, чем другие места, либо загрунтуйте их консистенцией шеллака с денатурированным спиртом в пропорции 50:50 и опосля высыхания слегка отшлифуйте наждачкой зернистостью 220 единиц.
Состаривание
Шебби-шик
Техника «шебби-шик» имитирует слои облупившейся краски, словно у вещи было множество владельцев, каждый из которых перекрашивал ее согласно своему вкусу. Чтобы добиться такого эффекта за 10 минут, а не за десятилетия, рассказал Михиал, нужно использовать парафин. Он наносится на первый слой краски в тех местах, где должны быть потертости. После этого второй слой краски на этих местах будет легко сниматься наждачно бумагой. Повторять прием можно необходимое количество раз.
Совет. При использовании парафина финальным штрихом должно стать вощение готовой вещи. Если вместо парафина использовано мыло, заканчивать работу нужно покрытием поверхности матовым акриловым лаком (глянцевый будет неуместен на состаренной вещи).
Потертости
Выступающие части вещей со временем становятся светлее, а в углублениях, наоборот, появляется темный налет. Чтобы имитировать первый эффект, можно взять простую наждачку и ошкурить тонированное или протравленное дерево, для второго же можно использовать темно-бурый битумный лак. Он наносится на вещь на 3-4 часа, затем излишки стирают смоченной в воде или уайт-спирите тряпкой. Важно помнить, что битумный лак не застывает самостоятельно, так что такую вещь в финале необходимо покрыть шеллаком.
Совет. Имитировать испачканную поверхность можно с помощью масляной краски, нанося ее на вещь промакивающими движениями с помощью губки. Только не используйте для этого черный пигмент: он намертво въедается в материал, и его излишки очень сложно удалить.
Оборудование для браширования
Процедура считается самым простым и максимально доступным в домашних условиях методом визуального состаривания древесины. Достаточно иметь минимум оборудования. Даже, используя только ручной труд, можно добиться прекрасного результата.
Для работы понадобятся:
- Металлические щетки различной жесткости. При их помощи производится первичное (грубое) удаление мягких волокон у обрабатываемой древесины.
- Наждачка с различной зернистостью. Она нужна для черновой зачистки после первоначальной обработки и финальной (окончательной) полировки.
- Чтобы придать обрабатываемой поверхности максимальную декоративность, нужно приготовить морилку и другие аналогичные средства.
- Для окончательной же обработки необходим будет лак, который наносится на рабочую поверхность после окончания процедуры браширования.
Электроинструмент
Все работы по старению дерева можно значительно упростить путем их механизации. Для этого можно использовать либо электрические дрели, либо УШМ (болгарки). К ним потребуется приобрести широкие или плоские щетки следующих видов — металлические, полимерные с абразивным покрытием, сизалевые или волосяные.
Имитация металлической поверхности
В художественных магазинах краску металлик и «контуры» для нанесения рельефного рисунка найти легко, но этого мало для того, чтобы создать иллюзию металлической поверхности. Михаил поделился с участниками мастер-класса хитростью: завершающим штрихом должно стать нанесение патины. Для этого акриловая краска необходимого цвета (синяя – для золота, зеленоватая – для меди) разводится в воде, и вещь просто обливается этим раствором. Жидкость задерживается вокруг контура и, высохнув, оставляет следы «окисления» на «металлической» вещи.
Совет: чтобы сделать имитацию черненого серебра, покрасьте вещь в черный цвет, затем с помощью трафарета и шпатлевки или загущенной мелом краски нанесите узор, покрасьте его в темный цвет фона и, после того, как все высохло, пройдитесь по поверхности сухой кистью с серебряной или перламутровой краской. Она задержится только на выпуклых поверхностях, создав эффект старого металла.
№2 Метод заливки краской
Этот метод лучше всего подойдет для нешлифованной древесины с немного шершавой поверхностью (например, для деревянного забора). С его помощью дереву можно придать деревенский вид и эффект старины.
- Очистите древесину мыльной водой и щеткой и оставьте высохнуть.
- Если ваша краска слишком насыщенная, разбавьте ее растворителем.
- После этого вылейте немного краски на деревянную поверхность, а потом возьмите скребок и распределите краску по древесине.
На нешлифованной, то есть не совсем ровной деревянной поверхности, слой краски не будет везде одинаковым. Немного больше краски затечет по впадинкам и меньше на выпуклостях, то есть местами белый цвет будет более насыщенным, а местами прозрачнее, что и будет создавать эффект старины.
Результат покраски стены таким методом можете оценить на вверху.
Имитация свежего среза дерева
Это единственный способ декорирования дерева, для которого участникам мастер-класса понадобился специальный инструмент – резиновый шпатель с прожилками. Благодаря своему рисунку он может стирать часть нанесенного на вещь густого слоя краски так, что узор будет имитировать структуру древесины. Рисунок будет уникальным в зависимости то того, как мастер наклоняет шпатель во время работы.
Совет. Вести шпатель нужно одним равномерным, уверенным движением. Малейший рывок будет заметен и испортит рисунок.
«Я в восторге, все очень понравилось: интересно и информативно. Я хотела оформить дом в стиле шебби-шик, и теперь знаю, как это сделать!», — призналась нам одна из участниц мастер-класса, Гульшат. Остальные тоже не остались разочарованными: встреча действительно получилась продуктивной и очень душевной.
Следующим событием проекта «Квартблог Лайв» станет лекция дизайнера Ольги Розет «Использование цвета в декорировании интерьера». Мы приглашаем на нее всех, кто хочет научиться создавать гармоничные интерьерные решения, используя знания о природе цвета и профессиональные инструменты работы с ним. Подробнее о событии вы можете узнать здесь.
Творческого вам настроения и до новых встреч!
Лучшие пропитки
На рынке представлен огромный ассортимент пропиток от разных производителей. Все они имеют свои плюсы и минусы. Чтобы не ошибиться с выбором, важно иметь представление о качествах каждого варианта.
Pinotex Interior
Пропитка на водной основе, идеально подходящая для внутренних работ. Состав хорошо наносится на поверхность, не создает подтеков. Финишное покрытие – матовое. Прекрасно скрывает мелкие недочеты.
У пропитки нет неприятного запаха, она быстро сохнет и подчеркивает текстуру дерева. В каталоге производителя представлен большой ассортимент растворов в разных оттенках, что позволяет подобрать вариант для любого интерьера.
Экодом
Недорогая отечественная пропитка с безопасным составом. После нанесения раствора на поверхности образуется «дышащая» пленка, которая надежно защищает от грибков, плесени и насекомых.
Единственный недостаток пропитки Экодом – длительный период высыхания и неприятный запах, который в последствии выветривается.
NEOMID 430 ЕСО
Это водный раствор с антисептическими свойствами. Такая пропитка подходит для применения в помещениях с повышенной влажностью, например, в бане или сауне, а также высокими эксплуатационными характеристиками. Раствор не нуждается в регулярном обновлении, а срок защиты может достигать 35 лет.
Эта пропитка имеет неприятный запах и может окрашивать дерево в зеленоватый цвет.
Tikkurila Supi Saunasuoja
Акриловая пропитка от финского производителя. Обладает высокими защитными свойствами. Препятствует гниению, развитию грибка, плесени, а также защищает от воздействия влаги. Создает на поверхности тонкую пленку, которая отталкивает пыль и грязь.
Сенеж Экобио
Пропитка от российского производителя, предназначенная для защиты древесины от:
- Гниения.
- Образования грибка, плесени.
- Воздействия насекомых и т.п.
Средство обладает отличными антисептическими характеристиками, не имеет неприятного запаха. Его можно наносить под любые лакокрасочные материалы. Срок службы защитного покрытия составляет 30-35 лет.
Сенеж Ультра
Пропитка с антисептическими свойствами. Защищает дерево от патогенной флоры, насекомых и преждевременного разрушения на срок до 35 лет. Можно использовать под покраску. Наносить смесь можно валиком, кистью или пульверизатором.
Данный антисептик не наносят на поверхности, которые ранее были обработаны лаком, краской или другими пленкообразующими растворами.
Нанесение красителей на древесную породу
Почти всегда мы предпочитаем так работать с водорастворимыми красителями. Когда проект либо его части готовы к отделке, шлифуем древесную породу, как обычно, и протираем влажной тряпкой, чтоб поднять так именуемый ворс. Просушиваем в течение суток, а потом слегка шлифуем наждачкой зернистостью 320 единиц. Удалив ворс, мы предотвратим его поднятие опосля нанесения красящего раствора. Потом разводим краситель, как показано на фото.
Вскипятите воду, дайте ей остыть в течение минутки и добавьте порошок красителя для получения концентрации 30 г/л. Пусть раствор остынет до комнатной температуры
Разновидности художественной обработки
Всего существует 2 большие группы видов обработки: художественная и декоративная. Рассмотрим обе и начнем с первого варианта.
Резьба
Резьба представляет собой метод, при котором рисунки получают путем вырезания элементов. Она может выполняться посредством нескольких техник:
- Прорезной способ – наиболее простой и древний. Он исполняется с использованием электролобзика. Такой метод активно приняется для создания предметов, имитирующих стиль рококо и барокко.
- Плосковыемчатый способ предполагает очерчивание контуров узора посредством образования выемок.
- Контурная техника характеризуется прямолинейностью линий.
Рельефная резьба используется при создании объемный изображений и рисунков.
Обработка дерева: инструменты для резьбы
Точение
- Точение производят на данный момент с использованием современных токарных станков.
- Ранее применялись более примитивные модели, которые были созданы древними египтянами.
- Наиболее актуальным такой способ обработки является при создании деталей сложной формы, с округлостями, полостями, витиеватостью и так далее.
- Таким образом изготавливают: игрушки для детей, всем известные шахматы и многие другие востребованные предметы.
Мозаика
Мозаика относится к декоративно-прикладному искусству. Суть ее заключается в сборке объемного изображения посредством набора деталей из различных пород древесины. Последние могут иметь отличный друг от друга оттенок или текстуру.
Чаще всего при помощи мозаики декорируют сувениры, мебель, украшения или картины.
Существует несколько видов:
- Интарсия;
- Инкрустация;
- Блочная мозаика.
Инкрустация представляет собой украшение, которое выполняется путем декорации врезанными в поверхность элементами.
Техника интарсии предполагает различие вставок по фактуре или цвету.
Блочная мозаика характеризуется наличием пластин с идентичными узорами, которые наклеиваются на поверхность.
Выжигание
- На первый взгляд, подобная ручная обработка дерева кажется весьма примитивной, однако это не совсем так. Перед мастером открываются широкие возможности.
- Выжигание производят путем нанесения орнаментов, узоров и рисунков с помощью разогретого металлического шрифта.
- Таким образом, можно получить самые необыкновенные изображения.
Тиснение
Художественная обработка дерева может быть произведена при помощи тиснения. Такой метод предполагает создание рельефного изображения.
- Тиснение исполняется с применением пресса, который содержит заранее подготовленную форму.
- Предварительно древесину пропаривают и обрабатывают раствором, содержащим соляную кислоту.
- Прессование производится под высоким давлением.
- Впоследствии готовое изделие обрабатывают.