Многие автовладельцы стремятся построить надежный, долговечный, удобный для пользования гараж. Это решение требует немало сил, материальных вложений, но в итоге результаты труда непременно порадуют, если выполнять все этапы работы без ошибок.
Но какого размера должно быть такое строение, если оно предназначается для хранения 1 машины? Опишем далее оптимальные варианты решения данного вопроса, ведь от того, насколько удачным будет выбор автовладелеца, во многом зависит комфортабельность будущей постройки.
Что нужно учесть при вычислении размеров гаража
Гараж на одну машину
Даже если гараж для машины возведен на территории частного участка, на него распространяется действие ГОСТ и СНИП. Данными документами установлены минимальные размеры, которое может иметь строение, предназначенное для хранения легкового авто.
Параметры следующие:
- длина — 500 см;
- высота — 200 см;
- ширина — 230 см.
Эти требования были разработаны еще в прошлом веке и предназначались для компактных моделей ВАЗ, ЗАЗ и АЗЛК. Сегодня установлены новые нормы, которые определяют не габариты помещения, а минимальные расстояния между транспортными средствами, людьми и несущими конструкциями.
Минимальный просвет:
- от головы до потолка — 40 см, при этом высоту гаража в частном доме нормы устанавливают 220 см и более;
- от дверей машины до стен или стеллажей — 50 см;
- от переднего бампера до ворот — 50 см;
- от заднего бампера до стены — 100 см.
Увеличение этих расстояний рассчитывается индивидуально в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации гаража.
Для чего можно увеличить?
Помимо габаритов транспорта, на размер помещения для него влияет наличие различного оборудования и дополнительных помещений. Если вы желаете поставить в гараж подъемник или кран для съема двигателя, то оптимальная высота гаража для легкового автомобиля должна составлять 3,5 м, а для джипа – 4 м.
Длину гаража можно увеличить на 3-4 метра, добавив площадку для ремонта или иных работ, связанных с металлом или деревом, либо пристроив хозяйственное помещение. Если вы считаете себя любителем комфорта, то имеет смысл пристроить комнату для отдыха.
Ее размеры зависят лишь от вашего бюджета и предпочтений – можно сделать как маленькую каморку, так и большое место, где можно посидеть со своими друзьями после успешного ремонта. Не лишним будет оборудовать гараж подвалом и смотровой ямой, но по части габаритов они увеличат лишь глубину, примерно на 1,8-2 метра.
В помещении с большой длиной, шириной гаража можно оборудовать хранилище для лодки, катера, снегохода, квадро- или гидроцикла.
Все приведенные выше размеры не являются обязательными для исполнения, они основаны на накопленном опыте постройки и эксплуатации гаражей. Главный критерий, которому вы должны следовать при планировании – ваш комфорт и комфорт вашей семьи.
Комфортные габариты
Проектируя помещение для стоянки автомобиля, следует придерживаться золотой середины при выборе его габаритов. Каждый квадратный метр строения имеет свою стоимость в плане материалов и полезной площади участка двора, которая отводится под гараж. Планировку нужно делать такой, чтобы обеспечивалась компактность расположения объектов, но при этом сохранялся комфорт передвижения людей или выполнения ими каких-либо манипуляций.
Придерживаясь рекомендованных соотношений, следует помнить, что со временем количество жильцов может увеличиться и потребуется место для еще одной единицы техники. Гаражный блок следует делать с небольшим запасом на будущее или рассчитывать его сразу на два транспортных средства.
Нормативы по расстояниям сохраняются независимо от количества припаркованной техники. Людям также нужно открывать двери, багажники, соблюдать безопасность при въезде и выезде из помещения. Нужно учесть приоритеты людей в отношении правильности геометрических форм. Гораздо приятнее будет восприниматься здание квадратной формы или прямоугольной с пропорцией сторон 1:2.
На 1 машину
Сегодня существует множество моделей легковых автомобилей, отличающихся как по техническим характеристикам, так и по своим габаритам. При расчете принято брать среднюю длину автомобиля, которая составляет 4, 5 метра. Нужно отметить, что запас свободного пространства в данном случае делается больше – около 1 метра (по 0, 5 с каждой стороны).
Дополнительные факторы
Гараж со вторым этажом
Если на собственном дворе владелец может выбрать любой размер гаража на 1 машину, то в кооперативе такой возможности нет. В таких организациях действуют одинаковые для всех нормы. Каждый получает именно столько земли, сколько прописано в уставе.
В таких ситуациях можно пойти одним из вполне законных путей:
- Приобрести двойной надел. Именно совмещенный, чтобы при строительстве обустраивать общий фундамент, стены и коммуникации. Так выйдет намного дешевле, чем строить отдельные здания. Свободное место можно пустить под мастерскую, со стороны ворот поставить навес из поликарбоната. Также можно сэкономить и на яме. Для двух машин вполне достаточно одного смотрового углубления.
- Сделать гараж со стенами из профнастила. Листы тонкие, внешняя отделка не требуется, за счет разницы в толщине в сравнении с другими материалами удастся получить в пределах 30-40 см по длине и ширине. Утеплением придется пожертвовать, но прогреть рабочее место можно местным электрическим отоплением.
- Построить второй этаж. Если предусмотреть в проекте, что надстройка не будет являться жилой, проблем с его утверждением и узакониванием не возникнет. А уже потом дополнительному подсобному уровню можно придумать самое разнообразное применение, а первый отвести чисто для стоянки машины.
Чтобы вписаться в установленный стандарт, всегда можно найти оптимальное для всех сторон решение. Следует только ознакомиться с доступными вариантами и выбрать для себя наиболее подходящий.
На 3 автомобиля
Здесь требуется четко понимать, как будут располагаться транспортные средства. От этого напрямую зависит размер постройки. Наиболее распространенным является вариант, когда все автомобили выстроены в ряд.
Однако такая конструкция занимает слишком большую площадь, что не всегда приемлемо. Гараж для газели размеры фото? Рациональнее планировать парковку двух машин параллельно друг другу, а третью – перпендикулярно. Это позволит уменьшить участок под застройку.
Оптимальные параметры конструкции
Следует предусмотреть место для хранения сезонных колес
Сэкономить полезное место на участке и сделать его вид более привлекательным помогает пристройка гаража к жилому дому или обустройство стоянки на нулевом уровне. В обоих случаях потребуется намного меньше времени на строительство, существенно снизится расход материалов.
При планировании следует учитывать ряд факторов, которые могут повлиять на габариты гаража:
- Возможность размещения кладовки с контейнерами, ларями, полками для различного вида провианта. Для этого потребуется не менее 150 см расстояния от стены.
- Необходимость места для хранения сезонных колес, тента, крупных запасных частей, емкостей с топливом и специальными жидкостями. Это не только пространство, но и гидроизоляция, вентиляция и противопожарные меры.
- Будет ли строение оснащено водопроводом и канализацией. Если да, нужно предусмотреть отопление — провести линию от котельной, установить обогревательные приборы. Для всего этого потребуется выделить место, что подразумевает расширение строения по ширине и глубине.
При использовании гаража в качестве многофункционального хозяйственно-техничного центра нужно быть готовым к тому, что расходы на его строительство будут намного выше, чем на обычный отдельно стоящий вариант с буржуйкой и несколькими полками внутри. Комфорт и удобство имеют свою цену, да и сооружение возводится на десятилетия.
Следующим фактором, который следует учитывать, является высота потолка. Речь идет не о нормах или безопасности, скорее о психологическом аспекте. Живя в квартирах и частных домах, люди привыкают к высоте стен 250-280 см в зависимости от проекта. Если сделать в гараже рекомендованные 220 см, может возникнуть ощущение давления, тесноты и даже замкнутого пространства. 300 см и более практично в плане отвода выхлопных газов, а также не будет способствовать комфорту и уюту.
Легковая машина
Действующими нормативами установлены следующие стандартные значения: 4х6х2, 5 метра. Однако, учитывая разнообразие существующих моделей, в каждом случае требуется индивидуальный подход к расчетам. Некоторые нюансы были описаны выше.
Внедорожники превышают габариты легкового автомобиля, поэтому и проектирование осуществляется, исходя из размеров. Например, у типового LandCruiser J200 они составляют 4, 95х1, 97х1, 88. Здесь имеет смысл сделать запас 2-3 метра.
В результате получаем помещение 8х5х3 метра.
Советы по возведению гаража
Чертеж гаража на одну машину
Работа по возведению гаража во всех случаях начинается с планирования. Сделать чертежи можно своими руками, заказать в строительной компании или воспользоваться готовыми решениями из интернета. Дальше следует правильно выбрать место строительства. Желательно, чтобы оно было на возвышенности, на расстоянии более 1 м от забора, 6 м от жилого дома и 12 м от соседских построек. Нецелесообразно ставить гараж над подземными и под воздушными коммуникациями общего пользования.
Выбирая внешнюю обшивку, следует останавливаться на огнестойких материалах, которые смогут сдерживать пламя не менее 30 минут. Нужно продумать эффективную систему вентиляции, которая должна выводить из помещения влагу, испарения и выхлопные газы. Оптимальный вариант — электрический вентилятор с клапаном, активирующийся при включении в гараже света. Если стоянка смежная с домом, должна быть качественная звукоизоляция.
Подвал
Прежде чем начинать заливку фундамента, задумайтесь о обустройстве комфортного подвала. Он нужен в каждом доме, и ежели проект жилья его не предугадывает, то под гаражом подвалу будет самое наилучшее место. Процесс обустройства чрезвычайно прост. Отступив от планируемых стенок по полуметра, копаем яму. Ее необходимо укрепить от осыпания, сделать вентиляцию и входной люк.
Вентиляция – обязательное условие.
Несколько сквозных отверстий не дадут собираться конденсату и противному запаху. Свет можно провести опосля окончания всех работ. Подвал готов! Ежели подземные воды находятся неглубоко, придется укреплять конструкцию бетонными стенками, и тут придется повозиться.
Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО
Индивидуальное возведение сооружения отличается от аналогичного на станциях технического обслуживания. Если автовладелец может самостоятельно корректировать габариты под собственные нужды и параметры личного автомобиля, на СТО обслуживают различные марки машин, что накладывает требования по обустройству “универсальной” ямы. Оптимальными размерами сооружения на станциях техобслуживания считаются следующие показатели:
- ширина — 1000;
- длина — 5500;
- высота — 1800.
Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.
Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?
Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники. Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.
Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется.
Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.
Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые.
Это определяет габариты будущей конструкции.
Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств
Строительство ямы, которую предполагается использовать для обслуживания грузовых автомобилей, подразумевает несколько иные размеры. Расстояние между колесами у автомашин этой категории значительно отличается от модели к модели. Это значительно усложняет проектирование сооружения. Вариантов расчета два. Первый предполагает взятие за “эталонную” величину показатели собственного автотранспорта и вычитание из нее 300-400 миллиметров. Если расчеты неверны, добираться до нужных узлов придется с трудом.
Второй вариант подразумевает то, что яму оборудуют универсальной, усредняя параметры, то есть делают с шириной в 1000 мм, что позволяет осматривать авто и с базой в 120, и с базой в 80 см.
Законы и правила расположения строений
Чтобы не было лишних вопросов, отметим, что действующие нормативы созданы с учетом опыта эксплуатации сооружений и разработаны специально для обеспечения безопасности здоровья и жизни. То есть выполнять нормы нужно не потому, что их кто-то просто придумал, это реальная необходимость, которая может сберечь вам много нервов, сил и здоровья.
Все нормы расположение дома и других сооружений на участке, о которых мы будем говорить, носят обязательный или рекомендательный характер. Первые исполнять обязательно, вторые — по желанию собственника. К последним относят, к примеру, требования, которые действовали ранее, но были отменены.
Нужны ли документы для постройки автогаража
Если автовладелец собирается эксплуатировать гараж только в личных целях, обращаться в местную администрацию за разрешением не требуется. Регламентировано ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Если обустройство гаражного сооружения предполагается для ведения бизнеса, обращаются в градостроительный отдел местного муниципалитета с заявлением. Специалисты осуществят выезд на объект, чтобы сделать вывод, можно ли проводить строительные работы. Землевладелец должен предъявить:
- Правоудостоверяющие бумаги на землю.
- Генеральный план постройки.
- Рельефный план.
- Схему инженерных сетей.
Когда гаражный бокс строится на своей земле для личного пользования, строго следуют пожарным и санитарным требованиям.
Особенности обустройства смотровой ямы
Основным нюансом “возведения” смотровой ямы является нахождение уровня грунтовых вод. Существует определенный стандарт, согласно которому он не должен пролегать на отметке в 2, 5 метра от уровня почвы. Когда грунтовые воды располагается именно в этих пределах, смотровую яму делать нельзя. Никакие меры предосторожности не смогут защитить автомобиль от образуемой и скапливаемой на дне сооружения влаги. Альтернативным вариантом смотровой яме в такой ситуации становится эстакадная конструкция, которую располагают неподалеку от гаража, то есть на улице. Это касается и индивидуальных гаражей, и предприятий, на которых занимаются техническим и сервисным обслуживанием транспортных средств. Иначе коррозийные процессы станут неизбежными, что является недопустимым.