Как выбрать вагонку? Какую вагонку выбрать, виды, характеристики


В статье мы расскажем, как выбрать вагонку для дома, какую вагонку выбрать, поговорим о видах, характеристиках и сортах вагонки. Технология изготовления вагонки, преимущества и способы укладки.

Наиболее удачным и экономически выгодным решением для обшивки внутренних стен строительных конструкций можно назвать вагонку. Мы рассмотрим все типы этого уникального покрытия, а также особенности подбора материалов и непосредственно монтажа. Отметим также, что на рынке представлено множество материалов для «сухой обшивки», однако дерево — это классика, которая будет прекрасно смотреться в помещении с практически любым стилем, а также обеспечит ему экологическую безопасность. Итак, поговорим как выбрать вагонку, а также какую вагонку выбрать, дабы избежать покупки материала низкого качества.

Что представляет собой вагонка?

Заводы, занимающиеся производством строительной древесины, помимо классического бруса, бревен и досок изготавливают и «профилированный погонаж», к которому относится вагонка. Она представляет собой обрезанную доску толщиной от 7 до 20 мм со строганной поверхностью, используемую для обшивки стен помещений. Средняя ширина одной планки составляет от 90 до 150 мм, что позволяет применять вагонку в самых нестандартных комнатах.

Весь современный профилированный погонаж имеет две отличительные черты: наличие паза и гребня на каждой ламели, что облегчает процесс обшивки. Поэтому вагонкой могут называть панели из пластика, МДФ и даже алюминия, однако изначально это имя получили облицовочные материалы из древесины различных сортов. Наиболее распространена в России виды вагонки из сосны, дуба, лиственницы, ольхи и липы.

Как изготавливается вагонка?

Предварительно подготовленное бревно опускают на обрезную доску, где выполняется поперечный распил. Элитные сорта вагонки изготавливаются методом радиальной распиловки, благодаря чему они имеют одинаковую текстуру, тон, геометрическую стабильность и повышенную прочность. Вагонка обоих типов поступает в сушильные камеры, где содержится при высокой температуре в течение 8–12 дней. Благодаря воздействию жара заготовки становятся легче, прочнее, а их устойчивость к различным видам грибка повышается в разы. В процессе сушки влажность досок доводят до показателя в 8–10%, а после она может немного повыситься из-за воздействия внешних факторов, но не больше, чем до 15%.

На третьем этапе производится строжка, в процессе которой станки с фрезами, работающими сразу с четырех сторон, создают профиль изделия, формируют лицевую поверхность вагонки, нарезают гребень и паз. Продольные пазы нарезаются на тыльной стороне, выступающие в качестве компенсаторов температурного расширения, а также необходимые для отвода влаги и вентиляции задней поверхности вагонки.

После этого изделия торцуются и сортируются — в зависимости от дефектов (см. дефекты досок), их делят на несколько штабелей. Некоторые производители ещё и вырезают из поврежденных панелей дефектные участки, чтобы получить продукт высшего сорта. Именно поэтому в продаже бывает вагонка даже с длиной 30 сантиметров. Длинные панели идут на облицовку потолков и стен, тогда как короткие используют для подшивки небольших элементов конструкции.

Для поддержания невысокой влажности изделий их принято паковать в термоусадочную пленку, формируя таким образом пачки по 8-9 ламелей. Чтобы обеспечить вентиляцию, торцы такой упаковки не закрывают.

Общее представление

Специфическое отечественное название для планок из древесины сохранилось со времен обшивки ими товарных вагонов. Уже долгое время грузовой железнодорожный транспорт оформляют иначе, а название крепко укоренилось в разговорном языке.

Сейчас вагонкой называют дощечки с пазами и шипообразными выступами, позволяющими делать облицовку быстро и качественно. В Европе такого термина нет, изделие относят к классу профилированных досок и выпускают по соответствующим стандартам, в которые заложены более жесткие требования, чем в отечественные ГОСТы.

Вагонка, изготовленная по евронормативам, обладает заметными достоинствами:

  • разнообразный рисунок, позволяющий подобрать изделия под любой интерьер;
  • широкие, удобные для соединения шипы;
  • удачное соотношение толщины и других размеров планок;
  • идеально отшлифованная поверхность;
  • показатели влажности (не более 15 %), обеспечивающие продолжительную сохранность.

Продукция классифицируется в зависимости от качества древесины, способа ее обработки, потребительских характеристик. Вагонка для наружной отделки хозяйственных построек, жилых домов подвергается высокой нагрузке атмосферных факторов, поэтому ее дополнительно обрабатывают – грунтуют, красят, наносят лак или иное защитное покрытие. В связи с этим к ее внешнему виду требования менее жесткие, чем к виду вагонки для внутренней отделки.

Преимущества классической вагонки

Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.

У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.

Ламели состыковываются на глубину 5–8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.

Свободное крепление — ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты — каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.

Почему стоит выбирать для отделки широкую вагонку

Свойства материала напрямую зависят от нюансов производства. Она изготавливается из цельного массива. Это, по сути, деревянная (обрезная) доска разных размеров. Сырьем для изготовления служит любая порода дерева. А значит, она:

  1. Наделена хорошими звуко- и термоизоляционными свойствами;
  2. Имеет небольшой показатель температурного расширения;
  3. Имеет небольшой вес, значит, не несет большой нагрузки на стены, легкая в транспортировке;
  4. Внешний вид готового покрытия позволяет привнести в интерьер уют, приятную атмосферу.

Широкая вагонка, благодаря наличию специальных замков, собирается без щелей, и швов, создавая единое полотно.

Лечебные свойства натуральной древесины известны многим, поэтому каждый пользователь может сам выбирать, какой аромат ему ближе по духу и вкусу.

Прочность, надежность и долговечность, при правильном монтаже и уходе, обеспечены всем, кто планирует использовать вагонку в отделке дома.

Материал считается экологичным. Сырье (массив) на предприятии проходит минимальную обработку.

Если говорить о недостатках, то они есть, хоть и немного. Вагонка подвержена горению. Но, при соблюдении элементарных правил противопожарной безопасности, ни людям, ни покрытию ничего не сможет угрожать.

Стоимость вагонки из дерева выше, чем у пластикового аналога, но зато она прочнее его.

Какая вагонка лучше?

Итак, какая вагонка лучше? Так как изготовить вагонку можно из древесины любого сорта, а каждый из них в свою очередь имеет свои преимущества и недостатки, вполне логично, что ламели из разных пород дерева отличаются друг от друга как внешними качествами, так и техническими характеристиками. Так как вопрос эстетики очень субъективный, лучше затронуть второй аспект, с помощью которого можно подобрать вагонку, оптимальную для конкретных условий.

Наиболее радикальны различия между панелями, изготовленными из хвойных и лиственных деревьев. В вагонке, изготовленной из сосны, ели и других хвойных пород, содержится много смол и эфирных масел, исключающих образование грибка. В свою очередь, вагонка из сосны имеет красивую текстуру, легко обрабатывается и служит долго. Еловые изделия имеет высокие теплоизоляционные характеристики, однако может продолжительное время выделять смолу при высокой температуре, поэтому для облицовки в банях используется редко. Правда, можно выбрать обессмоленную вагонку.

В России для отделки бань и саун используют ольховую, липовую и лиственничную вагонку, так как эта древесина после обработки вообще не выделяет смол. Несмотря на то, что эти породы менее долговечны, чем сосна, они всё равно популярны благодаря своей высокой пористости, позволяющей вагонке выдерживать очень высокие температуры. Наиболее прочный и дорогой материал, из которого делают вагонку, — дуб. В копеечку влетят и березовые изделия, но они практически не распространены, так как плохо ведут себя во влажных помещениях.

МДФ листы — перспективная альтернатива

Для начала стоит объяснить, что такое МДФ. При обработке дерева отход составляет почти 50 % от общего веса сырья. Для того чтобы избежать больших финансовых потерь, на фабриках опилки используют для создания нового материала. Большие опилки смешивают с клеем, под высокой температурой прессуют в листы ДСП. Мелкий отход используется для формирования листов МДФ (смешивается с воском и прессуется при температуре 700-800 º. При этом дерево выделяет лингин — естественное связующее вещество, которое замещает роль клея или эпоксидной смолы).

МДФ — экологично-чистый материал, который в будущем станет серьезным конкурентом для обычных досок из дерева. Кроме того, МДФ легче обрабатывать, резать, крепить (можно на обычные гвозди). Однако главной проблемой является его недоступность — этот материал имеет очень высокую стоимость. На территории России его практически нигде не производят. На данный момент проще и дешевле приобрести деревянную вагонку.

Преимущества МДФ:

  • Простота обработки (резка, сверление, пропитка антисептиком);
  • Разнообразный дизайн (внешняя сторона плиты может быть покрыта специальным рисунком);
  • Скорость монтажа (монтаж может производиться как на скобы, так и на оцинкованные гвозди);
  • Экологичность (этот материал не выделяет вредных веществ даже при перепадах температур).

Недостатки:

  1. Высокая стоимость, проблемы с наличием даже на больших складах.

Различные профили вагонки

Существуют изделия с разными профилями сечения, в которых отличаться может форма граней, размер элементов и конфигурация замка, характеры тыльной и лицевой поверхностей. Основное влияние эти факторы оказывают на внешний вид ламелей, однако и сферы применения вагонки с разными профилями отличаются. Например, обычная евровагонка с увеличенным с лицевой стороны «шипом» образует швы. Грани такой ламели могут быть скругленными — такой тип часто используется для бани — и стандартными. На всей евровагонке обязательно есть вентиляционные канавки с тыльной стороны.

Если ламели реализованы без полки-углубления, такая вагонка не образует швов после монтажа. Если при этом у изделия скругленные грани, форма называется «штиль». Классика с угловатой кромкой позволит создать стены, напоминающие на вид натуральный профилированный брус. Если толщина такой вагонки не больше 25 мм, её нередко называют «имитация бруса». Считается оптимальным вариантом для облицовки фасадов зданий.

Ещё один распространенный вид вагонки — двусторонняя вагонка, в которой паз и шип располагаются по центру торцевых граней, а обе плоскости можно использовать в качестве лицевых. Это значит, что в процессе облицовки мастер может выбрать более удачную текстуру или просто поверхность без дефектов. У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: у неё нет вентиляционных канавок, поэтому в помещениях с повышенной влажностью такие ламели монтировать нельзя.

Интересно, что лицевая сторона вагонки далеко не всегда выполнена в виде плоскости. Дорогие изделия иногда подвергаются процедуре фигурного фрезерования, что носит название «ландхаус». При этом, текстура лицевой поверхности может как просто иметь несколько филёнок, так и быть частью сложнейших пространственных решений. Также выпускают вагонку с резьбой, выполненной с помощью горячего тиснения. Наиболее интересны типы изделий «блокхаус» с имитацией сруба и «американку», выполненную под сайдинг.

Сорта вагонки

При изготовлении вагонки производители определяют сортность в соответствии с отечественными ГОСТами или европейскими стандартами DIN. Но сейчас достаточно часто фирмы руководствуются своими критериями в деле определения качества готовой продукции. При этом, вагонка различных уровней качества производится на одном оборудовании, по абсолютно идентичным технологиям. Разделение изделий по классам и сортам происходит уже после процедуры торцевания, непосредственно перед упаковкой и продажей. По наличию трещин и сучков, смоляных карманов, синевы и непрострогов вагонку принято делить на четыре сорта.

Наиболее дорогая и качественная вагонка называется «экстра», «премиум» или просто «безсучковая», её лицевая сторона абсолютно ровная, однако шероховатости и непростроги могут встречаться на тыльной поверхности, равно как и цветовая неравномерность. Вагонка класса «А», в свою очередь, может, помимо прочего, иметь ещё и сучки до сантиметра в диаметре, но не больше одного на метр изделия. Трещины изредка встречаются, однако не сквозные, а незначительные дефекты обработки могут быть только с тыльной стороны.

На вагонке класса «В» иногда встречаются темные сучки, диаметр которых может достигать трети ширины ламели. На изделиях могут быть небольшие сквозные трещины, а также вскрытые карманы и следы сердцевины. Вагонка класса «С» — как правило, всё, что не попало в другие классы из-за качества. На ней могут быть длинные сквозные трещины, синева, выпадающие и сквозные трещины, непростроги с лицевой стороны. Чаще всего используется для черновой облицовки, так как имеет не самые эстетичные внешние характеристики. Может также встретиться и «D»-класс изделий, которому уж точно не место в жилом помещении.

В целом, несмотря на внешние различия, по долговечности даже «премиум» и «С» не слишком отличаются друг от друга. Всё остальное — чистое дело вашего вкуса, так как далеко не каждому нравится идеально гладкая поверхность. Некоторым она может показаться «неживой».

Советы по уходу

Помните, что если вы используете вагонку на открытом воздухе, то ее нужно обязательно загрунтовать, покрасить или покрыть лаком, иначе уже через несколько лет доски начнут гнить, плесневеть и разрушаться. Обновляйте защитный слой каждые несколько лет, чтобы предотвратить порчу сайдинга. Не забывайте про торцы, которые особенно уязвимы для погодных воздействий из-за более шероховатой поверхности – обработайте их герметиком. Другие средства не подойдут, так как волокна с торца впитывают жидкость в 250 раз быстрее, чем они же, распиленные вдоль, и ваша защита просто уйдет вглубь и перестанет работать.

Также помните, что защищать доску нужно со всех сторон, в том числе и с той, которой она крепится к дому. В противном случае конденсировавшаяся вода быстро всё испортит.

Рекомендуется перед покраской грунтовать вагонку, так как это обеспечивает дополнительный защитный слой, да и краска будет лучше ложиться.

Если произошла протечка жидкости (от дырки в крыше во время дождя или при аварии на водопроводе и канализации), не забудьте проверить состояние сайдинга. Помимо прямого повреждения водой, на вагонке может завестись плесень.

Чем отличается евровагонка от обычной?

Разумеется, вагонка советского образца — та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, — со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.

Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68–126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8–10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество — несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.

Требования стандарта DIN 68–126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10–15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и «производственные травмы» изделий.

Распространенные вопросы и ответы на них

  • Как можно сократить затраты на крепеж и материалы, не теряя в качестве самой вагонки? Монтаж в шахматном порядке (первый лист прикрепляется к 1, 3, 5 уровню каркаса, второй — на 2 и 4) сократит количество потайных скоб — кляймеров вдвое. Покупка короткой по длине вагонки (до 1,5 метра) сократит трату на материал на 25-40 %, зависимо от сырья. Для прочной деревянной вагонки можно сэкономить на каркасе — установить не 5, а 3 уровня от уровня пола.
  • Чем можно покрыть деревянную вагонку для изменения цвета?
      Маслом, древесным лаком или морилкой. Для разных типов дерева лучше использовать соответствующую химию. Так, дуб очень медленно впитывает дерево, а сосна практически не меняет свой цвет (может стать чернее, но не светлее).
  • Можно ли под вагонку ложить утеплитель?
      Да, установка утепления, звукоизоляции, дополнительных коммуникаций возможна. Однако не стоит монтировать батареи или другие источники сильного тепла под пластиковую вагонку — она может оплавиться.
  • Как выбрать идеальную вагонку для загородной дачи?
      Описанную схему можно применить для моделирования будущего ремонта дома. Более подробно можно прочесть в соответствующей статье. (геперссылка)
  • Можно ли присверливать к вагонке полки, вбивать гвозди для картин?
      Да, но только в деревянной. Это еще одно преимущество естественного материала перед искусственным. Обрабатывать листы можно, как обычную доску — сверлить, вырезать, т. д. Деревянная вагонка без проблем выдержит средних размеров полку, к ней можно прикрутить бра или люстру, без проблем установить розетку. На пластик или МДФ установить не получится — материал не выдержит нагрузки и через пару недель треснет, оставив некрасивую дыру посреди стены.
  • Есть ли хорошая альтернатива вагонке, как материалу?
      Есть, однако по своим свойствам, простоте монтажа и неприхотливости в уходе вагонка оставляет своих конкурентов далеко позади.
  • Как выбрать вагонку оптимального размера?

    Для определения длины ламелей нужно обратить внимание на размеры обшиваемой плоскости, чтобы свести отходы в процессе монтажа до минимума. Так как вагонка может быть длиной от 30 сантиметров до 6 метров, а один шаг составляет всего 10 сантиметров, подобрать оптимальный вариант крайне просто. Обратите внимание: торцевание краев может понадобиться даже для самой качественной вагонки.

    С шириной изделий определиться тоже просто, ведь, чем они уже, тем стабильнее, так как слишком широкая вагонка больше склонна к деформациям. Иногда для дополнительного декоративного эффекта для облицовки используют ламели различной ширины. Оптимальной толщиной вагонки для помещений считаются европейские 12,5 мм. Если вагонка будет монтироваться на толстый слой утеплителя или же на фасад, лучше приобрести панели потолще — 15–20 мм в самый раз. Такие ламели прочнее и надежнее, но и стоят дороже.

    Отдельная тема — вагонка, сращенная по длине. Она фрезеруется из доски, состоящей из нескольких участков, подогнанных друг к другу по типу распиловки и рисунку, имеющих не одинаковую длину. Соединение элементов осуществляется с помощью клея. Основной плюс такой вагонки — её стабильность при длине до 6 метров, так как на доску почти не оказывается напряжение. Чаще всего она по всем показателям соответствует сорту «Экстра», но минус у неё всё-таки есть: минимальная толщина составляет 15 мм. Применение её для облицовки бани также не желательно из-за того, что в её конструкции использован клей, теоретически способный дать вредные испарения.

    Выбор по форме профиля

    Как деревянная, так и пластиковая вагонка по форме и декоративному оформлению наборных панелей, а также и способу их скрепления между собой имеют множество исполнений. Далее мы рассмотрим основные типы отделочного материала, используемого в современном строительстве и различающиеся по форме профиля:

    Вагонка — «Панель»

    Пиломатериал типа «панель» классической формы, имитирующей стандартный деревянный брус. Может выпускаться как в пластиковом, так и в деревянном исполнении (большинство пластиковых моделей вагонки изготавливаются в самом простом и удобном для сборки варианте).

    Евровагонка

    Широко распространенный вариант вагонки – «евровагонка», в отличие от классического, имеет более глубокое стыковочное соединение с удлинённым размером шипа, что улучшает её вентиляционные и дренажные свойства. Вагонка типа «Евровагонка» является наиболее подходящим решением для отделки фасадов загородных построек и домов.

    Вагонка — «Штиль»

    Вагонка «Штиль» (сосна), именуемая, кроме того, как «Крестьянка» или вагонка «Колхозница». Основное её назначение – обшивка стен и потолков помещений. Вагонка «Колхозница» хороша тем, что имеет идеально ровную поверхность, на которой абсолютно не заметно следов от пазов. Достигается это за счёт отсутствия в пиломатериале специальной полки (углубления на лицевой стороне панелей).

    Американка

    Вагонка «американка», имеющая специальные выемки с внутренней стороны с имитацией укладки внахлест. Благодаря особенностям монтажа, такой пиломатериал чаще всего используют для облицовки фасадов дома. Изготавливается вагонка «американка» исключительно из дерева.

    Блок-Хаус

    Так называемая вагонка «Блок-хаус», выпускаемая в виде полукруглых и чуть выпуклых в наружной части досок (панелей), имитирующих строение из бревен. Как и вагонка под брус, этот тип облицовки имеет широкую плоскую внутреннюю поверхность и оснащён пазами с шипами по краям. Эта разновидность доски может применяться как при наружных, так и при внутренних отделочных работах.

    При рассмотрении профиля панелей следует упомянуть и такую её разновидность как вагонка в четверть, используемую для создания оптимальных условий по отведению влаги. Вагонка четверть – это доска с выбранной у краёв четвертью, которая может монтироваться только внахлест и только по горизонтали.

    При таком способе монтажа в стыках вагонки в четверть обязательно будет скапливаться конденсат. Вот почему в бане, например, вагонка в четверть применяться не может, так как не обеспечивает условий для отвода влаги.

    В заключение отметим, что фасадная вагонка может использоваться для обшивки практически любых наружных поверхностей дома – просто деревянных, оштукатуренных или каркасных.

    Как деревянные, так и пластиковые изделия (вагонка «американка», например) легко обрабатываются простым столярным инструментом. А их крепление на каркасе или обрешётке дома может осуществляться с помощью обычных гвоздей или саморезами с дюбелями.

    Из короткого видео вы узнаете о свойствах и характеристиках вагонки, а также узнаете каких сортов она бывает.

    Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?

    На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку — тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый «звоночек», который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий — из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.

    Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.

    Особенное внимание обратите на паз и гребень — на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!

    Как избежать брака при монтаже

    Иногда количество досок берется впритык, и потом приходится еще раз ехать в магазин, потому что часть сайдинга при крепеже испортилось. Как свести такой брак к минимуму?

    1. Используйте крепеж достаточной длины. Самая распространенная причина, по которой вагонка трескается в местах крепежа при использовании ее поверх утепления – это слишком короткие гвозди. Со временем они из-за тепловых и водных воздействий ослабевают, и вся конструкция начинает расшатываться, нарушая целостность соединения.
    2. Убедитесь, что гидроизоляция сделана правильно – тогда вода не будет портить сайдинг. Вторая по частоте брака причина – конденсат, намерзание льда или дождевая вода между стеной и вагонкой.
    3. Убедитесь, что доски правильно хранились, то есть хорошо высушены, на них нет большого количества заболони (слоя дерева непосредственно под корой – в этом случае высок риск перекручивания доски). Слишком тонкие и слишком широкие доски испытывают большие нагрузки и для них выше шанс повредить их при монтаже.

    Особенности монтажа и сферы применения вагонки

    На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.

    Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально — всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.

    Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.

    Расчет стоимости отделки

    Рассмотрим простой вариант:

    • Для отделки комнаты 4х5х2м необходимо (5х2х2+4х2х2) м2 вагонки определенного типа (возьмем, для примера, деревянную). 36м2 тяжелой вагонки требуют прочный каркас из бруса 3х3см или больше длинной 5м х 4м х 5 горизонтальных уровней каркаса (каждые 40см от уровня пола) = 100 м бруса.

    Кроме этого, крепеж: дюбели плюс саморезы для бруса (на 100м минимум 100 пар), плюс крепеж вагонки к каркасу (количество листов, зависимо от ширины, к примеру, 10 см) х 5 уровней каркаса. На стену длиной 5м, высотой 2м уйдет (5/0,1)х5 уровней каркаса = 250 крепежных скоб. Для всех стен комнаты это количество будет равно 250х2+200х2 = 900 штук.

    Изучив цены на торговой площадке, вы можете рассчитать предположительную стоимость ремонта. К этому прибавляется стоимость найма рабочих, если необходимо. Если полученное число не совпадает с бюджетом, стоит задуматься о выборе другого типа сырья. МДФ плиты дешевле на 30-50 % деревянных. Пластиковая вагонка также выгоднее на 40 %. Металлический каркас может стоить дороже деревянного бруса, способ крепежа вагонки также варьируется от дешевого, но недолговечного, до прочного, но с откровенно грабительской ценой.

    Дополнительную цену придется выложить за лаки, антисептики для вагонки, выравнивание, финишную грунтовку стен. Для более сложных типов ремонта (с утеплением, установкой звукоизоляции, др.) цена будет включать подготовительные работы, материал, монтаж этих конструкций.

    Цены на вагонку

    Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант — например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.

    Самая экономичная вагонка — сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница — вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже — от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая — от полутора тысяч!

    Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3–1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.

    Выводы и рекомендации

    Так какую вагонку выбрать для ремонта внутренней отделки частного дома? Конечно же, экологически чистую, приятную глазу и долговечную. МДФ и дерево намного выгодней, чем пластиковый аналог. Естественные материалы создадут уют, не смогут повредить здоровью или самочувствию жителей, могут использоваться повторно для отделки других комнат или самостоятельного строительства.

    Также учитывайте условия эксплуатации: для дачи или другой жилплощади, где вы бываете редко, МДФ и пластик плохо подойдут. Им необходим уход, постоянный температурный режим. Пластик часто деформируется, изгибается при больших температурах, МДФ быстро набирает влагу и разбухает без должного ухода. Дерево было и есть наиболее предпочтительным материалом.

    Однако для отделки потолков лучше всего подойдут листы МДФ и пластика, как более легкие. Для помещений с низкими требованиями (ниша, кладовая, коридор) пластик предпочтительней. Его проще мыть, его листы достаточно тонки, что экономит пространство, его не жалко выбросить при очередном ремонте.

    И еще один совет: при выборе материалов ориентируйтесь на наличие их на ближайшем складе. В городах-миллионщиках можно найти практически все, что угодно, но за пределами больших регионов доступными являются только деревянный (2-3 сорта из нескольких пород дерева) и пластиковый (1-2) типы вагонки.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]