Сохранить и прочитать потом —
Сертификация THX была создана для того, чтобы кинотеатры соответствовали определенным стандартам. С тех пор сфера влияния компании расширилась, в нее вошли как домашние кинотеатры, так и отдельные AV-продукты. И поэтому я спросил технического директора THX Скотта Фрэнсиса (Scott Francis), может ли он дать какие-нибудь советы относительно того, как оптимизировать и расположить экран, акустику и кресла так, чтобы получить от домашней системы максимум. Причем в самых разных ситуациях — при индивидуальном просмотре, семейном, или же при просмотре большой компанией как фильмов, так и ТВ-шоу и спортивных программ.
Он начал с прописной истины: «Вообще, идеальный сетап — тот, который вам больше всего нравится и вызывает у вас и ваших гостей больше всего радостных эмоций. Не нужно бояться что-то менять на свой вкус или же ради комфорта гостей только лишь потому, что имеющаяся система считается “технически правильной”».
Каково идеальное расположение экрана?
В идеале экран должен быть расположен прямо напротив, с центром практически на уровне глаз с основной позиции просмотра. Отклонение от горизонтальной или вертикальной оси на 10-30 градусов на качество не сильно влияет, да и у современных экранов углы обзора широкие, рассчитанные на просмотр большой компанией. Обычно условия диктует комната, и поэтому нужно думать над посадочными местами, выбирая саму мебель и ее расположение так, чтобы исключить боль в шее и прочий дискомфорт в течение длительного просмотра.
Очень часто такую проблему создают экраны, которые вешают над каминами — они в итоге расположены слишком высоко для большинства моделей диванов, из-за чего приходится задирать голову вверх. Однако если чаще всего вы смотрите на экран, развалившись на диване, такое решение может оказаться удобным. В этой ситуации можно даже добавить второй ряд из высоких стульев, расположенных за основным диваном возле бара или стола, что вполне часто встречается в совмещенных кухнях/гостиных.
Если же вы используете проектор, а не телевизор, то угол обзора может быть более неудобным. Найдите такое место, в котором вам не придется задирать голову.
Тип и размещение тыловых АС
Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.
Каково идеальное расположение колонок?
Когда место для экрана известно, можно устанавливать акустику: ее следует поставить примерно симметрично относительно точки фокуса — центра экрана. Большинство комнат нельзя назвать симметричными — у них могут быть три стены, смещенные центральные линии, ступеньки и иные архитектурные излишества. Некоторые из этих необычностей не так сильно мешают в организации пространства для просмотра и прослушивания, но если вы не можете расположить левый, правый и центральный каналы в плоскости под правильным углом с одинаковым расстоянием до правой и левой колонки от точки прослушивания, значит, что-то не так. Возможно, следует поменять расположение экрана.
Центральный канал следует установить максимально близко к экрану — в среднем непосредственно над или под ним, хотя в проекторных инсталляциях можно и за полотном акустически прозрачного экрана. Для спортивных трансляций это не так уж и важно, но в художественных фильмах большая часть диалогов исходит именно отсюда, так что близко расположенный к экрану центральный канал добавит картине реалистичности.
Схема расстановки колонок в 5.1-канальной системе
Левый и правый канал должны находиться на одинаковом расстоянии от центрального и от точки просмотра. Небольшое отклонение от линии в 10-20% можно скомпенсировать с помощью ресивера, но сильное отклонение сломает построение сцены, и вместо контента вы будете слышать колонки. Для спортивных трансляций широкая расстановка каналов — интересное решение, но в художественных фильмах колонки, расположенные в углах тупого треугольника (где угол отклонения оси, по которой распространяется звук от колонок, от центральной оси выше 30 градусов) могут звучать не так хорошо.
Я видел, как многие люди монтируют левый и правый канал сразу же рядом с дисплеем. Мне такой вариант не нравится, кажется, что он уменьшает сцену. Для большинства контента расширение сцены за пределами экрана — выигрышный вариант.
Однако если вы используете комнату для стерео, то от небольшого расстояния между правым и левым каналом можно выиграть. Конкретнее: если правый и левый каналы расположены в пределах 15 градусов относительно линии взгляда, прямой звук будет доминировать над отраженным. С увеличением угла будут увеличиваться отражения, а от этого возрастут и помехи.
Схема расстановки колонок в 7.1-канальной системе
Акустика объемного звучания и верхние каналы должны быть расположены симметрично относительно места прослушивания, и их, что самое важное, должно быть слышно! Я часто вижу, как люди просто лепят их куда попало или вовсе вешают на потолок, направляя вниз. Рассмотрите вариант с более компактными колонками объемного звучания, которые вы сможете расположить примерно на уровне уха без каких-либо препятствий для звука. Симметрия в рамках длины пути — один из самых важных параметров.
В системе 5.1 акустику объемного звучания нужно расположить слегка позади, иначе сцена может схлопнуться. С другой стороны, если она слишком далеко, может потеряться тот самый объемный, погружающий эффект. Экспериментируйте с расположением акустики, учитывая возможности комнаты, и решите, в каком варианте она лучше всего отыгрывает нравящийся вам контент.
Для спортивных передач мне нравится такая система: фронтальные и задние каналы расположены практически в углах четырехугольника, а слушатель при этом находится в центре задней половины этого четырехугольника, ближе к задним каналам. Для моих ушей такая расстановка создает серьезный эффект стадиона.
Схема расстановки системы формата Dolby True HD или DTS HD Master Audio (сурраунд-колонки следует поставить так, чтобы получился 60° угол от позиции слушателя)
Сабвуферы очень просто расположить примерно, и почти невозможно разместить точно. Вы наверняка слышали, что бас распространяется во всех направлениях и поэтому расстановка сабвуфера не особо важна. Это в некоторой степени верно, но установка сабвуфера слишком далеко от центра или в каких-нибудь необычных местах может привести к интересным эффектам в звучании и задержке для определенных мест для прослушивания. Использование двух сабвуферов может эту проблему во многом решить, равно как и перемещение единственного сабвуфера по помещению. В конце концов, и настройки задержки могут помочь. В соответствии с акустикой конкретной комнаты, расположение на разном расстоянии от стен или углов тоже может достаточно сильно повлиять. Экспериментируйте с местом установки и контентом.
На сайте THX сказано: «Если у вас есть четыре сабвуфера, поставьте по одному по центру каждой стены. Если у вас два сабвуфера, поставьте их по одному по центру двух стен друг напротив друга. Если у вас один сабвуфер, поставьте его по центру фронтальной стены».
Как собрать домашний кинотеатр самому из комплектующих, входящих в комплект
Для того чтобы собрать домашний кинотеатр своими руками, потребуется приобрести не только проектор, а и звуковую конструкцию/компьютер/монитор/светофильтры.
Этапы сборки
Придерживаясь пошаговой инструкции можно избежать ошибок, которые часто возникают в процессе сборки конструкции.
Этап 1
Первым делом, необходимо приобрести проектор LCD (разрешение 1280*720 пикселей/яркость – 1600 люмен). Контрастность проектора должна достигать 10000:1.
Чтобы добиться хорошего звука, необходимо купить несколько колонок и расположить их в разных частях комнаты. Колонки ставят на пол либо монтируют к стене. Также потребуется переходник с проводами.
Этап 2
Провода от колонок убирают под плинтус.
Этап 3
Переходник подключают к одной стороне провода, ведущего к сабвуферу. Второй подключают к кабелю от колонки. Поверх экрана устанавливают центральную колонку.
Этап 4
Сабвуфер размещают сбоку от экрана и протягивают от него провод для подсоединения к компьютеру/ноутбуку.
Обратите внимание! Компьютер необходим для того, чтобы выводить изображение на экран.
Этап 5
Компьютер подключают через DVI. Экран фиксируют к стене, используя для этого специальный крепеж.
Этап 6
Проектор крепят к потолку. Для этого потребуется воспользоваться специальным шлангом.
Также не стоит забывать о том, что на окна нужно повесить светофильтры, которые надежно защитят от проникновения света. Самостоятельно сформировав комплекс, можно сэкономить внушительную сумму денег.
Как собрать, подключить и настроить домашний кинотеатр – от проектирования до расстановки и подключения всех составляющих в общую систему акустики и телевизора Смарт ТВ:
Каково идеальное расположение кресел относительно экрана и акустики?
Там, где вы видите и слышите хорошо! Подумайте обо всех отражающих и поглощающих поверхностях в комнате и о том пути, который должна пройти звуковая волна, стремясь добраться до ваших ушей. За вами есть твердая стена? Может быть, картина или ковер помогут справиться с отражениями от этой стены. Вы с кресла должны без проблем видеть весь экран и все колонки.
Затем подумайте о «сквозных линиях», проходящих от динамиков сквозь вашу голову. Что находится за вашей головой? Стена? Покрыта ли она отражающим или поглощающим материалом? Каков угол отражения? Может ли звук как-то странно от нее отразиться и создать в комнате гул или грязь? В этом может помочь подстройка угла атаки, расположения или способа крепления колонки, но можно и со стеной что-нибудь сделать.
Различные рекомендуемые соотношения
Было проведено бесчисленное количество исследований соотношений для лучшей акустики в комнате. Существует так много разных вариантов, что решить, какой из них «правильный», может быть чрезвычайно сложно. Я собираюсь порекомендовать три соотношения «золотой комнаты», разработанные и исследованные LW Sepmeyer. Обратите внимание, что эти соотношения основаны на высоте комнаты!
Золотые соотношения комнат LW Сепмейера
Эти соотношения были разработаны путем изучения длины волны низкочастотного звука и его реакции в помещениях разного размера. Комната с одним из этих соотношений с большей вероятностью будет лучше передавать низкие частоты с меньшими акустическими проблемами.
Я объясню это подробнее ниже, но сначала я приведу несколько примеров размеров комнаты с использованием вышеуказанных «золотых соотношений».
Соотношение А
Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 9,12 x 11,12 с кубическим объемом 811,32 фута³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 11,4 x 13,9 с кубическим объемом 1584,6 футов³
Соотношение B
Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 10,24 x 12,32 с кубическим объемом 1009,25 футов³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 12,8 x 15,4 с кубическим объемом 1971,2 футов³
Соотношение C (гораздо большие комнаты)
Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 12,8 x 18,64 с кубическим объемом 1908,74 футов³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 16 x 23,3 с кубическим объемом 3728 футов³
Каковы лучшие настройки телевизора для просмотра динамичного контента, вроде спорта?
Скорее всего у вашего телевизора есть режим «спорт», и я бы начал с него. Настройки такого режима очень сильно разнятся от модели к модели. Например, проработка краев на некоторых устройствах работает хорошо, а на других ей нужно несколько кадров для того, чтобы войти в строй. Для художественных фильмов это нормально, но в спортивных трансляциях бесит.
Многие телевизоры могут создавать промежуточные кадры, используя «предсказывающие» алгоритмы: чаще всего такой процесс называют интерполяцией кадров. Если ваша модель умеет создавать такие кадры хорошо, то выглядеть трансляция будет менее «кристаллически» и грубо. Однако может получиться и эффект «мыльной оперы». Некоторые телевизоры симулируют эффект затухания люминофора в этих промежуточных кадрах, знакомый по ЭЛТ-телевизорам и плазмам, и он выглядит симпатично.
Подключение к телевизору
Существует множество вариантов подключения домашнего кинотеатра к телевизору. Ниже можно ознакомиться с основными из них:
- Через гнездо для наушников. Для этого потребуется использовать слот miniJack 3.5 mm. У большинства телевизионных приемников есть подобное гнездо. Чтобы соединить технику понадобится специальный шнур, с одной стороны которого будет расположен наконечник miniJack, а с другой стороны – пара «тюльпанов» RCA.
- Через разъем SCART. У некоторых моделей телевизоров есть выход интерфейса SCART, а в домашних кинотеатрах RCA. Соединить «непару» можно с помощью специального кабеля, с одной стороны которого расположен коннектор SCART, а с другой – пара «тюльпанчиков» RCA.
- HDMI OUT является оптимальным вариантом. Для подключения потребуется найти на задней стенке ресивера ДК слот HDMI IN (порт может быть промаркирован ARC). Далее пользователь переходит в категорию настроек в телевизоре и выбирает пункт воспроизведения звука через акустическую систему playing audio/voice for acoustic system. Флажок playing audio/voice for dynamic (воспроизведение звука через динамики) снимают.
Схема подключения домашнего кинотеатра к телевизору:
Подключение кинотеатра
Обратите внимание! Отдавая предпочтение методу подключения через гнездо для наушников, следует понимать, что качество звука будет ниже, чем при использовании других методов. Поэтому специалисты советуют использовать данный способ только в качестве запасного варианта.
Подключение смарт тв к домашнему кинотеатру
Каковы лучшие настройки звука для просмотра спортивных трансляций?
Выкручивайте на полную! Если вы построили сетап в соответствии с моими советами, то трансляция должна быть хорошей. Большинство процессоров и ресиверов оснащены различными эффектами, среди которых встречается и «стадион», и в хороших системах в таких эффектах нет необходимости, но на импровизированном коллективном просмотре они могут и улучшить звучание.
В частности, баскетбол изобилует четкими перкусионными верхами, широко расположенными в пространстве. Некоторым все эти скрипы кроссовок и мячей о глянцевый пол кажутся слишком противными, и для таких слушателей нужно немножко смягчить верха.
Как подготовить стену для проектора?
Самый простой вариант с гарантированным качеством — купить специальный виниловый экран. Но за эти же деньги можно приобрести большой телевизор: экраны, которые не испортят вам наслаждение фильмом, стоят от 30тыс.руб и почти до бесконечности. Оптимальные варианты за 60-100тыс.руб. Для сравнения телевизор проверенной фирмы диагональю 55 дюймов с 3D стоит 50тыс.руб.
Экраны для проекторов бывают рулонными и натяжными. Экран с постоянным натяжением прослужит дольше, но его не убрать с глаз долой, в отличие от рулонного. Вы можете попробовать сделать экран для проектора самостоятельно, купив полотно винила. Но любая ошибка может стоить дорого — материал капризный.
Еще один вариант — покрасить ровную стену. В экономичном варианте матовой белой краской в несколько слоев. Гораздо лучше будет яркость и четкость картинки, если взять более дорогую экран-краску — комплекс специальных покрытий.
Остальные стены в помещении лучше сделать темными и матовыми. Или как минимум заключить зону проекции в темную рамку.
Негативные факторы помещений.
Все ниже обсуждаемые факторы, можно образно объединить одним словом, одной проблемой – резонанс комнаты. Коротко пройдемся по основным факторам негативного влияния комнаты на звук:
Первое – Реверберация.
Как нам поясняет Вики – “Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.”
Присутствие в помещении очень большого количества отраженного звукового сигнала будет выражаться в “звонкости” самого помещения. В среде специалистов, это понятие называют – время реверберации, это – длительность затухания звука, выраженное временем, которое нужно для его ослабления в тысячу раз. Это примерно на 60 дБ, можно сказать – почти к неслышимому уровню звука. Так сказать, будет слышен эффект “эхо” . Такая комната практически не пригодна для прослушивания музыки. Нормально воспринимать её будет очень проблемно.
Примерно так же, но с обратно-противоположным эффектом, будет действовать комната, которая чересчур обесшумлена. На полу толстый ковер, стена держит шерстяной ковер, который почти на сто процентов глушит любые резонансные звуки, окна закрывают плотные и тяжелые шторы, имеется мягкий диван.
В такой комнате будет нарушено ощущение пространственного объема, слушатель может вовсе не услышать стерео эффекта, не сможет сфокусировать на слух звуковую сцену. Попросту звук будет рассеиваться в окружающей обстановке.
Второе – Стоячая волна.
Стоячая волна — это звуковая волна, встречающая на своем пути твердую поверхность, расположенную перпендикулярно, отражающаяся от нее и возвращающаяся тем же самым маршрутом. Это научным языком.
По другому – стоячие звуковые волны возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых соответствуют размерам помещения. В этом случае, будут слышны резкие подъемы и провалы низких частот в каких либо отдельных точках помещения.
Посмотрим на картинку ниже. Сопоставим частоту с длинной волны.
Наиболее подвержены резонансному влиянию комнаты, именно частоты, примерно от 250 до 100 герц, поскольку они очень близки своей длинной с размерами наших комнат. Хороши большие помещения, если в них и возникают проблемы со стоячими волнами, то только на самых низких частотах.
Третье – Ранние отражения.
Другой фактор называется – ранние отражения. Он присущ, в основном, высокочастотным колебаниям. Так же, но меньшему эффекту может подвергнуться среднечастотная составляющая. Высокие частоты могут отражаться от любой поверхности пола или стен, если колонка находится совсем неподалёку.
Тем самым, мы слышим их практически одновременно с прямым сигналом из динамиков, что способствует нарушению восприятия стерео эффектов и потере общей звуковой картинки. Так же, ухудшается равномерность АЧХ из-за несовпадение фаз прямого и отражённого звука. Появляются явные искажения.
Четвертое – Порхающее эхо.
Название странное, но оно почти объясняет себя. Как говорит Вики – “порхающее эхо” проявляется когда в больших помещениях размером 25 и более квадратных метров, когда имеются две параллельные гладкие стены или потолок и пол, между которыми находится источник звука.
Если в помещении хлопать в ладоши и если звучит быстрое характерное эхо с металлическим звоном, то это и есть “порхающее эхо”.
Немного иначе, “порхающее эхо” возникает после размещения звука между параллельными, гладкими поверхностями с высокой отражающей способностью.
Этому эффекту сильнее подвержены большие гостиные, спортзалы, крытые бассейны. Короче, любые помещения отделанные любыми жесткими материалами – плитка на стене, керамогранит на полу. Но в небольшом помещении санузла этот эффект практически отсутствует, потому, что там очень маленькое расстояние между стенами.
Размещаем коллекцию фильмов
Настоящий киноман не качает фильмы из интернета (помним, что это незаконно), он покупает Blue-ray или DVD. Эту коллекцию нужно где-то хранить, а делать это в вашей зоне для просмотра кино и удобно, и уместно. Диски можно просто поставить на книжные полки, перемежая статуэтками Оскара и портретами любимых актеров. А можно купить специальные узкие стеллажи и сосредоточиться только на хранении дисков.