12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Автор обзора: Школа дизайна «Терра»

На любом участке просто необходимо обустроить тропинки каким-либо способом. Таким образом они не только обретают эстетический вид, но и доставляет массу удобств садоводу. Бетонные дорожки на даче — самые распространённый способ оформления ландшафта в саду.

Садовые дорожки из бетона на первый взгляд — несложные приспособления, однако это достаточно сложные конструкции, которые рассчитаны на длительный эксплуатационный срок.

Прежде, чем приступать к работе, необходимо тщательно продумать их расположение, все изгибы и повороты, так как изменить что-либо после заливки — очень хлопотное дело.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

Завершающие мероприятия

Опалубка с колышками убирается через несколько суток после проведения работы. Оставшиеся небольшие зазоры и ямки в грунте маскируются с помощью бетона и гидроизоляционных добавок. После этого боковые части дорожки аккуратно очищаются, засыпаются землей и уплотняются. Спустя 5—10 дней тропинка пригодна к эксплуатации.
Дорожки в садах и дворах часто являются декоративными элементами, поэтому им можно придать необычный внешний вид. Часто для их декорирования используют имитацию под натуральный камень, хаотичное или упорядоченное вдавливание гальки, окрашивание, выкладку рисунков кусками кафеля и т. д. Если тропинку планируется использовать нечасто, тогда её можно выполнить в виде отдельно залитых плит желаемой формы. Доступный по стоимости и практичный в работе бетон заслужил популярность при организации садовых зон и приусадебных участков.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

Садовая дорожка из бетона своими руками: пошаговая инструкция

  • Подготовьте достаточно места. Для этого определите, в какой части будет проходить тропа. Планируйте ее расположение правильно, в противном случае все равно будете ходить по газону. После расчистите место от камней, травы и мусора.
  • Затем вам понадобится лопата, с помощью которой вы уберете верхний слой травы. Глубина работ составляет 15-17 сантиметров.

  • С помощью досок сделайте опалубку.
  • Основание готово. Теперь засыпьте его смесью из песка и гравия. Хорошенько все утрамбуйте и залейте водой. Немного подождите, а затем приступите к заливке бетона. Пропорции зависят от функциональности дорожки. Например, для постройки садовых дорожек для заливки используйте 1 часть цемента, 1 часть гравия и 9 песка. Пешеходным дорожкам также не нужно выдерживать больших нагрузок, поэтому возьмите 4 части щебня, 2.5 песка и 1 цемента.
  • После важно сделать так, чтобы бетон просох максимально равномерно, поэтому поливайте дорожку водой несколько дней подряд. Для поливки лучше всего использовать обычную лейку.
  • Полная готовность бетона зависит от погоды, толщины дорожки и того, насколько плотный раствор. Когда бетон полностью высохнет, уберите опалубку.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

Выбор технологии

Целый день прошёл в поисках подходящей «тропиночной» технологии. Главными кандидатами тут были дорожки с песчаника и тротуарной плитки. Первый вариант я отбросил ввиду отсутствия у себя необходимых художественных навыков, второй неприятно удивил стоимостью. За такую плитку, как мне понравилась, просили около 150 гривен, а ведь ещё нужно било потратиться на бордюры и гарцовку. Откуда у людей такие деньги?

Вот только и квадратные бетонные плиты в своём дворе видеть не хотелось. Как ни странно, но помогла реклама.

А почему бы и нет? По сути ведь ничего ужасного не предлагают. Всё те же бетон только в более привлекательной декоративной форме.

Конечно, вместо деревянной опалубки придётся покупать формы для бетонных дорожек, но если учесть, что залить мне нужно было далеко не метр, а дерево в наше время также не бесплатное, то и приобретение в конечном счёте должно окупиться.

Попутно с формами я заказал фиброволокно и пластификатор. Даже если бы у меня не было технического образования, важность выше перечисленных компонентов всё равно не вызвала бы никакого сомнения.

А вот от смазки и красителя решил отказаться. Не то чтобы на них не хватало денег, но меня вполне устраивал бетонный цвет тротуара, да и вытягивание пластиковой формы из сырого раствора не настолько сложное задание, чтобы выбрасывать лишнее 70 гривен.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

Особенности устройства подстилающих слоев

Просто замешать раствор и вылить его на землю — это зря потраченные время, труд и деньги. Для любого покрытия, особенно для бетонного, необходимо устройство правильного основания.

Дренаж

Цель этого мероприятия — отвести излишнюю влагу и уменьшить деформации, возникающие в результате пучения грунта. Почва срезается на глубину 25-30 см, основание хорошо трамбуется. Сильно заглубляться не стоит. Это увеличит расход материалов, а на прочности и долговечности дорожки никак не отразится

На образовавшееся плотное ложе укладывается щебень и песок. Общая толщина подсыпки должна быть не менее 10-20 см. Все послойно трамбуется.

Для защиты основание от прорастания растительности и заиливания щебня рекомендуется использовать геотекстиль. Это нетканый полимерный материал, который пропускает воду, но фильтрует загрязнения. Лишним он точно не будет.

Гидроизоляция

Многие думают, что садовой дорожке гидроизоляция не требуется, но это не совсем так. Нужно учитывать, что для твердения бетона необходима влага. А поскольку реакция гидратации цемента при недостатке воды происходит неполноценно, на начальном этапе твердения обезвоживания допускать нельзя.

Чтобы вода из свежего материала не просачивалась в землю, укладывается гидроизоляция — рубероид, плотный полиэтилен, мембрана. Вода в растворе сохраняется, и процесс твердения проходит нормально.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

Основы технологического процесса

Создать фактуру бетонной поверхности, которая будет имитировать камень, кирпич или другой материал можно при помощи следующих методик: трафаретная смесь, штампованный раствор и напыленная смесь.


Штампованный бетон

Теперь рассмотрим технологические процессы каждой из перечисленных методик изготовления декоративного бетона:

Метод напыления.

Его используют в тех случаях, когда существует потребность в имитации камня, кирпича или других изображений на стене. В процессе нанесения используется специальный кислотный краситель, который укладывается на поверхность несколькими слоями. Это приводит к реакции раствора с красителями, благодаря чему и получается необходимый цвет. Цветовой оттенок может дополняться разнообразными эффектами. Наносится краситель на поверхность несколькими методами, в частности, методом напыления. Чтобы создать красивую фактуру или нанести то или иное изображение, при распылении можно использовать трафареты.

Трафаретный метод.

Данный метод имеет название «трафаретная смесь». На поверхность наносится при помощи заранее приготовленного трафарета из бумаги или другого материала.

Метод штампования.

Данный метод уникален в своем роде. Штампованный раствор, как его еще называют, наносят на влажную поверхность, состоящую из цветного закрепителя, защитной смеси и гидрофобных добавок. Все это необходимо для того, чтобы используемый штамп не прилип к бетону. Перед штамповкой бетона нужно убедиться, что поверхность идеально гладкая. Шаблон или матрица должны находиться на бетоне вплоть до полного его высыхания. После удаления штампа поверхность необходимо тщательно пропитать специальной пропиткой, которая выступает в роли дополнительной защиты. Но перед ее нанесением поверхность необходимо хорошо промыть от всевозможных веществ, которые использовались в процессе работы.

Итак, теперь предлагаем вашему вниманию, рассмотреть процесс изготовления садовых дорожек из декоративно-печатного бетона.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

Проектирование

От того, насколько тщательно будет продуман проект и проведены необходимые расчеты, напрямую зависит конечный результат. Для этого понадобится проделать следующую работу.

  • Выбрать место для дорожки. Лучше прокладывать ее там, где уже сформировалась естественная тропинка: люди всегда интуитивно выбирают оптимальный путь.
  • Посмотреть, чтобы дорожка не проходила под кронами больших деревьев и под карнизами крыш. Это позволит избежать повреждения полотна древесными корнями и стекания на бетон влаги с листьев или крыши, которая может повредить материал.
  • Определиться с формой и конструкцией.
  • Решить, какой будет ширина. Если участок небольшой, достаточно и сорока сантиметров. Однако если свободное место позволяет, лучше делать дорожки шириной 60-80 сантиметров.
  • Предусмотреть наличие или отсутствие бордюров. Если вы не планируете устанавливать такие элементы, придется приподнять дорожное полотно над уровнем почвы. Это потребует проведения дополнительных работ, но зато предотвратит осыпание краев бетонной конструкции и защитят ее от проседания.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

Советы, рекомендации по уходу

После долгой зимы, длительного отсутствия хозяев на даче, бетонные тропы часто требует очистки, ремонта, реставрации. На поверхности, по краям образуются трещины, выемки, сколы, ямки, не всегда добавляющие покрытию декоративности, ведь со временем повреждения станут больше, сквозь них прорастет трава.

Специалисты советуют следующее:

  • подправить края полотна – очистить поверхность, обработать грунтовкой, выполнить по краям опалубку, замазать дефекты бетонной смесью;
  • выровнять всю плоскость полотна – загрунтовать поверхность, установить опалубку, залить полужидким раствором до образования ровной поверхности;
  • крупные выбоины перед заливкой армируют сеткой из металла;
  • если дорога выполнена из плитки, разбитые фрагменты заменяют целыми, под просевшие места наливают немного цемента, предварительно вынув детали;
  • когда вместо плитки в бетон вложены деревянные спилы, которые пришли в негодность, их проще всего заменить новыми, предварительно пропитав гидрофобными составами;
  • сорняки, даже самые мелкие, выросшие вблизи дорожки, требуется вовремя удалять – их корневая система постепенно разрушает поверхность;
  • важно следить за тем, чтобы тропинки не размывались водой, своевременно чистить их от снега;
  • окрашенные дорожки периодически поливают из шланга, чтобы не скапливалась пыль.

Все тропинки необходимо содержать в чистоте – так они прослужат долго, сохраняя красивый внешний вид.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

Преимущества, недостатки

Как и любые другие покрытия, бетонные дороги имеют множество плюсов:

  • прочность, надежность, долговечность – поверхность остается целой десятки лет;
  • поверхности легко придать практически любую конфигурацию;
  • доступная цена – цемент, песок, вода, из которых состоит покрытие, стоят совсем немного;
  • простота укладки – легко создать собственноручно, не имея специальных навыков;
  • высокая устойчивость к механическим повреждениям, износостойкость, даже при активной эксплуатации;
  • материал не теряет своих качеств, даже при воздействии жестких погодных условий – дождя, ветра, мороза, жары, снега;
  • возможность вписать тропинку даже в самый сложный рельеф, садовый дизайн.

Но существуют также минусы:

  • по причине сезонной подвижности грунта на дорожках часто появляются трещины;
  • бетонная поверхность – капитальное сооружение, место его расположения поменять сложно;
  • при неправильном исполнении дорожка испортит внешний вид участка.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

Требования, предъявляемые к составам

При выборе подходящего состава следует ориентироваться не только на цвет краски, но и на ее характеристики. Приобретаемый лакокрасочный материал должен выдержать особые условия эксплуатации, а потому должен соответствовать определенным требованиям.

Чтобы нанесенное покрытие прослужило как можно дольше, необходимо выбирать составы, обладающие:

  • стойкостью к истиранию и механическому воздействию;
  • устойчивостью к воздействию ультрафиолета, который может стать причиной растрескивания и шелушения нанесенного покрытия;
  • хорошей воздухопроницаемостью;
  • достаточной долговечностью. Свойства нанесенного состава должны оставаться неизменными на протяжении многих лет.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]