Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме

Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке. Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы. Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.

Требования, предъявляемые к нулевой шине

  • Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
  • Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
  • В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).


    При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.

    Важно! Использование одной шины для подключения рабочего нуля и заземления, запрещено! Это принципиальный вопрос, необходимо понимать разницу между разделением и объединением PE и N.

    С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы.

  • Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.
  • Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода.
  • Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.
  • Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.

Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.

Медная шина заземления

Шина заземления на основе меди относится к проводникам, имеющим низкие показатели сопротивления. Стандартный элемент фиксируется на корпусе электрического щита, а также легко выдерживает тепловые нагрузки и высокое напряжение при коротком замыкании.
Одним из наиболее востребованных вариантов является заземляющая медная полоса, выполненная с использованием электротехнической меди высокого качества марки «М-1».

Шина заземления из меди

Защитный элемент изготавливается в соответствии с ГОСТом 434-78, и характеризуется высоким уровнем чистоты сплава с содержанием цельного металла на уровне 99% или более.

Благодаря высокому качеству исходного материала, медная шина рассчитана на эксплуатацию в условиях рабочих температур в пределах от минус 55оС до плюс 280оС, при максимальном рабочем напряжении в 1000 W.

Установленными стандартами регламентировано маркирование медной заземляющей шины с обязательным указанием толщины, ширины и длины.

Вариант установки шины

Медные шины для заземления могут быть использованы не только внутри помещений, но и снаружи, что обусловлено следующими эксплуатационными характеристиками:

  • высокий уровень теплопроводности;
  • высокий уровень электропроводности;
  • малые показатели удельного сопротивления;
  • устойчивость к коррозийным изменениям.

При наружном способе установки, медные заземляющие шины показывают эффективную защиту от молнии, поэтому часто монтируются на молниеотводах.

Очень важно осуществлять установку медных шин заземления в регионах, где отмечается чрезвычайно частая и высокая грозовая активность.

Особенности электрического щита для гаража

Тип щитка, используемый для установки в гараже, незначительно отличается от квартирного щитка, но есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать:

Корпус щитка, используемого для дачи, имеет накладной тип. Для проведения сварочных работ при ремонте автомобиля, необходимо установить в щитке один автомат, рассчитанный на 50 А и счетчик, имеющий токовую обмотку. Розетки, монтируемые в электрощите в обязательном порядке должны иметь заземление. В щитке дополнительно устанавливается зарядное устройство для подзарядки аккумуляторов. Для обеспечения безопасной эксплуатации щит оснащается тумблерами:

  • при высоком напряжении – SA 1-4;
  • при низком напряжении – SA 5-7.

Устанавливаются диоды VD- 1-4 для обратного напряжения. При использовании трехфазного тока монтируется рубильник.

Выбор. Электрощит для гаража должен быть оборудован зарядным устройством и рубильником для трехфазного тока.

Использование электрощитов надежно защищает все приборы от воздействия окружающей среды и механических повреждений, а также позволяет пользоваться электроприборами, соблюдая технику безопасности.

Конструктивные особенности

Для начала рассмотрим конструкцию гребенки. Изделие состоит из медной пластины, помещенной в пластиковую изоляцию, не поддерживающую горение. От этой пластины отходят специальные подводы, благодаря которым и происходит соединение автоматов в щитке. Количество пластин соответствует количеству полюсов.

Учтите, существуют гребенки с шагом 18 и 27 мм. Первые предназначены для коммутации АВ, шириной, равной одному модулю. Соответственно 27 мм — это ширина в 1,5 модуля

Обращайте внимание на этот момент при выборе распределительной шины для собственных условий!

По количеству полюсов соединительные шины делятся на однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные. У каждого варианта исполнения свое назначение. К примеру, однополюсная гребенка использует для подключения однофазного автоматического выключателя, а четырехполюсная, соответственно, для монтажа трехфазных УЗО на 4 полюса (три фазы и ноль).

Количество отводов может составлять от 12 до 60, поэтому применение гребенок для соединения двух электрических автоматов не является рациональным решением. Целесообразно использовать распределительную шину при сборке больших щитков.

Сами отводы могут быть штыревыми (маркировка pin) или же вилочными (fork). Первые используются гораздо чаще, т.к. вилочные отводы подходят не для все автоматов, для них нужен специальных зажим.

Последняя конструктивная особенность, о которой хотелось бы рассказать — поперечное сечение отводов. Как правило, отводы изготавливают сечение 16 мм.кв., чего вполне достаточно для того, чтобы выдержать токовую нагрузку в 63 А.

Основные ошибки при подключении автоматов

Разберем ошибки, которые наиболее часто встречаются:

  • подключение концов жил гибкого многожильного провода без оконцевания;
  • попадание изоляции под контакт;
  • подключение жил разных сечений на одну клемму;
  • пайка концов жил.

Подключение концов жил без оконцевания

Основная ошибка при подключении автоматов — использование гибкого многожильного провода без оконцевания. Так проще и быстрее, но не правильно. Такой провод невозможно зажать надежно, со временем контакт ослабевает («течет»), увеличивается сопротивление, место соединения нагревается.

Необходимо применять наконечники на гибкий провод или использовать для монтажа жесткий одножильный провод.

Попадание изоляции под контакт

Все знают, что перед тем как подключить автомат в щитке нужно снять изоляцию с подключаемых проводов. Казалось бы, здесь нет ничего сложного, зачистил жилу на нужную длину, затем вставляем ее в зажимную клемму автомата и затягиваем ее винтом, обеспечивая тем самым надежный контакт.

Но встречаются случаи, когда люди в недоумении, почему выгорает автомат, когда все правильно подключено. Или почему периодически пропадает питание в квартире, когда проводка и начинка в щитке абсолютно новые.

Одна из причин вышеописанного попадание изоляции провода под контактный зажим автоматического выключателя. Такая опасность в виде плохого контакта несет в себе угрозу оплавления изоляции, не только провода, но и самого автомата, что может привести к пожару.

Чтобы этого исключить нужно, следить и проверять, как затянут провод в гнезде. Правильное подключение автоматов в распределительном щите должно исключать такие ошибки.

Жилы разных сечений на одну клемму

Никогда не объединяйте автоматы перемычками кабелем разного сечения. При затягивании контакта хорошо зажмется жила с большим сечением, а та жила, у которой сечение меньше будет иметь плохой контакт. Как следствие оплавление изоляции не только на проводе, но и на самом автомате, что несомненно приведет к пожару.

Пример подключения автоматических выключателей перемычками из разных сечений кабеля:

  1. На первый автомат приходит «фаза» проводом 4 мм2,
  2. а на другие автоматы уже идут перемычки проводом 2.5 мм2.

Как следствие плохой контакт, повышение температуры, оплавление изоляции не только на проводах, но и на самом автомате.

Для примера попробуем затянуть в клемме автоматического выключателя две жили с сечением 2.5 мм2 и 1.5 мм2. Как бы я не старался обеспечить надежный контакт в этом случае, у меня ничего не получалось. Провод сечением 1.5 мм2 свободно болтался и искрил.

Пайка концов жил

Отдельно хотел бы остановиться на таком способе оконцевания проводов в щите как пайка. Так уж устроена человеческая натура, что люди на всем стараются сэкономить и далеко не всегда хотят тратиться на всевозможные наконечники, инструменты и всякую современную мелочевку для монтажа.

Для примера рассмотрим случай, когда электрик из ЖЭКа дядя Петя выполняет разводку электрического щитка многожильным проводом (или подключает отходящие линии в квартиру). Наконечников НШВИ у него нет. Но под рукой всегда есть старый добрый паяльник.

И электрик дядя Петя не находит другого выхода как облудить многопроволочную жилу, запихивает все это дело в контактный зажим автомата и затягивает от души винтом. Чем опасно такое подключение автоматов в распределительном щите?

При сборке распределительных щитов НЕЛЬЗЯ опаивать и облуживать многопроволочную жилу. Дело в том, что луженое соединение со временем начинает «плыть». И чтобы такой контакт был надежный его постоянно нужно проверять и подтягивать. А как показывает практика, про это всегда забывают.

Пайка начинает перегреваться, припой плавится, место соединения еще больше ослабляется и контакт начинает «выгорать». В общем, такое соединение может привести к ПОЖАРУ.

Металлы, используемые в производстве шин

В зависимости от назначения и необходимых рабочих параметров для изготовления проводников могут использоваться:

  • медь;
  • алюминий;
  • сталь;
  • сталеалюминий – стальной сердечник, покрытый повивкой из алюминиевых проводов.

В числе преимуществ алюминиевых шин – антикоррозийная стойкость, отличные электропроводящие свойства, небольшой вес и приемлемая стоимость. Для их изготовления применяют низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для улучшения пластичности и прочности металла.

Медные шины с содержанием меди до 99% ни в чем не уступают алюминиевым, но имеют меньшее распространение из-за сравнительно высокой стоимости.

Нулевая шина

Шина нулевая на Дин-рейке

Подключение заземляющих и нейтральных рабочих проводников выполняется с помощью нулевой шины. Ее конструкция состоит из токопроводящей жилы и пластикового основания, которое монтируется на DIN рейку. Жила изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. В конструкции токопроводящего элемента имеются отверстия и зажимные болты. Их наличие позволяет выполнить аккуратную и безопасную разводку кабелей в узлах распределительных устройств. Модели нулевых шин изготавливают разной длины, что позволяет проделать в жиле требуемое количество монтажных отверстий. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400В.

Благодаря применению нулевой шины удастся:

  • повысить эффективность используемых защитных автоматических устройств;
  • создать одновременно несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводнику;
  • аккуратно и безопасно разделить нулевые и рабочие проводники;
  • выполнить заземление видимого типа с использованием пластикового устройства с крышкой для защиты клемм;
  • смонтировать единую цепь от точки заземления до каждой нагрузки.

Монтаж нулевой шины выполняется непосредственно внутри электрического щитка или на металлическую рейку с помощью болтового соединения. Различают открытый и закрытый способы монтажа. Первый вариант предусмотрен для электрических шкафов с закрытой конструкцией, что исключает доступ посторонних лиц к внутреннему содержимому. Монтаж закрытым способом оптимален для сетей, к которым подключается дорогостоящее энергоемкое оборудование – станки и механизмы, электроинструмент и т.д.

Монтаж шины на автоматы

После установки автоматов в РЩ на дин-рейку для всех групп шина просто вставляется выведенными контактами в верхние разъемы выключателей, после чего винты клемм затягиваются.

На шинах может быть отведено 12-16 контактов, если необходимо соединить всего восемь автоматических выключателей, шина легко пилится ножовкой по металлу. Для этого лучше вытащить металлическую пластину отпилит необходимый отрезок, вставить в пластиковый корпус и отпилить его на 5 мм больше. Это исключит выступание оголенной пластины наружу. Иногда для этих целей используют боковые диэлектрические заглушки.

После установки шины, в тестовом режиме, не подавая напряжения, можно проверить правильность подключения:

  • Для однофазной цепи включите все автоматы и проверьте линию фазы мультиместром в режиме прозвонки.


Однополюсная шина с вилочными контактами
Щупы подсоедините к входу первого и последовательно к выходу каждого в цепи подключенной к шине. Если контакт в наличии, значит, все отводы гребенки вошли в клеммные отверстия соответствующих выключателей и цепь работает нормально. После проверки можно подключать линии нагрузки к выходу автоматов.

  • В трехфазной цепи проводится аналогичные действия с установкой трехполюсной шины.

В этом случае автоматы в линии будут чередоваться по фазам 1-2-3, каждый четвертый выключатель будет подключен к фазе 1, пятый к фазе 2, шестой к фазе 3 и так далее в этой последовательности.

Поэтому тестовую прозвонку надо проводить с учетом этой последовательности.

  • Двухполюсные и четырехполюсные шины используются, когда через выключатели походят не только линии фаз, но и линии нейтрального провода.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Подключение

Установка и подключение кросс-модуля не представляет ничего сложного. Корпус достаточно просто крепиться на din-рейку, благодаря чему установить его можно очень быстро. Коммутация проводов также осуществляется с легкостью. На видео ниже показывается, как подключить кроссовый модуль, а также наглядно демонстрируется преимущество его использования:

Схема подключения

Достоинство монтажа

Вот мы и рассмотрели, что такое кросс-модуль, зачем он нужен и каких размеров бывает данное изделие. Напоследок рекомендуем покупать модульный распределительный блок от проверенных производителей: ABB, IEK, Legrand, Dekraft либо Schneider Electric. Качество материалов играет очень важную роль в работе этого приспособления.

Советуем также прочитать:

  • Как собрать распределительный щит
  • Какие бывают DIN-рейки
  • Схемы подключения трехфазного счетчика электроэнергии

Правила установки

Монтаж простейшей клеммы к щитку выполняют закрытым и открытым способом. Первый вариант предупреждает злонамеренную порчу шины мощных или важных устройств, второй метод применим при отсутствии риска повреждения аппарата. Нулевые колодки с винтовыми соединениями фиксируют к распределительному щитку на DIN рейке, дополнительной изоляции для заземления не предусмотрено.

Сечение нулевых и фазных проводников является одинаковым. Аналогичное требование предъявляется к параметрам шины: действительным сечением считается размер наиболее тонких участков. При объединении группы проводников земли и нуля конечные потребители после разделения ввода «PEN» подключают к разным шинам: PE и N.

Виды отводов

Существует два вида отводящих контактов, входящих в состав соединительных гребенок.

  • Отводы, выполненные в виде штырей и обозначаемые как «Pin». Используются очень часто, поскольку подходят под большинство автоматических устройств.
  • Вилочные отводы, маркируемые значком «Fork».

Вторая из разновидностей контактов используется намного реже, поскольку для их монтажа потребуется особый зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых АВ. Сечение отводящих штырей подбирается таким образом, чтобы его хватало для работы с нагрузочными токами до 63-х Ампер включительно.

При выборе шин однофазных, а также любых других размерностей, отличающихся видом отводов, потребуется учитывать ряд особенностей конструкции. Для каждого класса подключаемых приборов подходит только определенный образец шины. Когда пытаются установить соединительную гребенку, отводы которой не соответствуют данному устройству, они могут просто не войти до конца в гнезда. В этом случае какая-то часть плоскости шинок остается открытой, что представляет угрозу для пользователей и монтажников.

В качестве примера приводятся автоматы марки АВВ, корпус которых выпускается в двух исполнениях: S200 и более простая модель – S200L. Для первого из этих образцов подойдет шинка под обозначением PSH, а для S200L потребуется другой ее тип PS.

Китайские гребенки со стандартными отводами могут вообще не подойти по размеру шага, что в результате приводит к невозможности их использования. Специалисты советуют не экономить на качестве этих изделий и приобретать только после консультации с менеджерами по продажам.

Нулевая шина: разновидности, для чего нужна

Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке.

Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы.

Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.

Требования, предъявляемые к нулевой шине

Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями. Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине. В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.Важно! Использование одной шины для подключения рабочего нуля и заземления, запрещено! Это принципиальный вопрос, необходимо понимать разницу между разделением и объединением PE и N.С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы. Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины. Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода. Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части. Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует

Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.

Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.

Как правильно соединить ноль с землей

Неправильное соединение нуля с землей может явиться причиной трагедии, вместо защиты. В общедомовом вводном устройстве (ВРУ) должно быть произведено разделение совмещенного нуля на рабочий и защитный проводники. Потом защитный ноль должен быть разведен к щитам на этажах, а затем в квартиры.

Получается пятипроводная сеть:

  • 3 фазы;
  • N;
  • PE.

К третьему контакту розеток надо подключать PE. В старых домах встречается четырехпроводная сеть:

  • 3 фазы;
  • совмещенный ноль

Если проводник РЕ изготовлен в виде алюминиевой шины, то сечение ее должно быть не менее 16 мм², если медная шина (латунная) – не менее 10 мм2. Это правило справедливо для ВРУ, в остальном следует руководствоваться нижеприведенной таблицей.

Сечение фазных проводников, мм2Наименьшее сечение защитных проводников, мм2
S≤ 16S
1616
S>35S/2

На защитный проводник РЕ нельзя устанавливать автоматы, другие устройства разъединения, он должен быть неотключаемым. Разделять совмещенный ноль PEN необходимо до автоматов и УЗО, после них нигде соединяться они не должны!

Запрещено:

  • защитный и нулевой контакты соединять в розетке перемычкой, т.к. при обрыве нуля на корпусах бытовых приборов появится опасное фазное напряжение;
  • нулевой и защитный проводники соединять одним винтом (болтом) на шине в щитке;
  • PE и N необходимо подключать к разным шинам, при этом, каждый провод из каждой квартиры должен быть прикручен своим винтом (болтом). Необходимо предусмотреть меры против ослабления крепления болтов и защиту их от коррозии и механических повреждений (пункт 1.7.139 ПУЭ 7).

Такое соединение применяют при современном электроснабжении жилых помещений или частных домов. Что соответствует требованиям ПЭУ- 7 (пункт 7.1.13) для сетей постоянного и переменного тока напряжением 220/380 вольт. После разделения объединять их категорически запрещается.

В частном доме зачастую мы получаем два или четыре провода от ВЛЭП. Чаще всего встречается 2 ситуации:

Ситуация №1 — хороший случай. Ваш электрощит стоит на опоре, под ней вбито повторное заземление. В электрощите две шины PE и N. К шине PE идёт ноль с опоры и провод от заземлителя. Между шиной PE и N перемычка, от шины N идёт рабочий ноль в дом, от шины PE – идёт защитный ноль в дом. Шины PE и N могут быть установлены в доме в распределительном щите, тогда ноль с землёй соединяется на одной шине в щите учета как на фото ниже.

Смысл — соединить ноль и заземление на вводе до всех УЗО и дифавтоматов и из этой точки к потребителям уже вести фазу, нейтраль и «землю».

Такие щиты сейчас часто собирают при подключении новых частных домов к электросети. При этом вводной автомат установлен на фазе, ноль с ВЛЭП идёт напрямую в счетчик, а разделение нуля (соединение с заземлителем) производится после него. Реже это делают и до счетчика, но зачастую энергосбыт против такого решения. Почему? Никто не знает, аргументируют возможностью хищения электроэнергии (вопрос, как?).

Ситуация №2 — Щит учета может быть как на опоре, так и в доме или на его фасаде, не имеет значения. У вас есть опломбированный вводной автомат и счетчик, соответственно вы имеете одну или три фазы и ноль. Как сделать заземление и нужно ли его соединять с нулём? Если ВЛЭП новая — нужно. Как и в предыдущем случае вы получите систему TN-C-S. Тогда: ноль от счетчика соединяют с PE шиной, к ней провод от заземлителя (который вы сделаете самостоятельно у себя на участке).

Если ВЛЭП старая – не нужно соединять ноль и землю (Глава 1.7. ПУЭ п. 1.7.59). Делайте систему ТТ (без соединения PE с N). В этом случае обязательно использовать УЗО!

В обоих ситуациях каждый провод на шинах должен быть затянут своим болтом — не суйте несколько PE или N-проводников под один болт (или винт).

Если вы живете в квартире, то рекомендуем прочесть вот эту статью: https://samelectrik.ru/kak-sdelat-bezopasnoe-zazemlenie-v-kvartire.html.

Преимущества использования шинопроводов

Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов

Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:

  • Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
  • Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
  • Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
  • Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
  • Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
  • Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.

Подробнее о назначении

Использование заземляющей нулевой шины в системе проводке позволяет решить много важных моментов:

  • Создание нескольких точек, чтобы разделить общую нагрузку от основного ввода к нулевому проводнику.
  • “Открытие” механизма заземления посредством использования в конструкции прозрачной крышки, защищающей клеммы.
  • Повышение эффективности и работоспособности автоматических устройства защиты.
  • Обеспечение непрерывности линии от непосредственного заземления до выходной точки.
  • Экономия места в щитке, так как не будет необходимости размещать несколько одиночных шин.
  • Разделение проводов нулевого и фазного типа.

В целом, нулевая шина позволяет поднять безопасность функционирования сети на качественно новый уровень, однако ее использование и подключение должно быть максимально грамотным, поэтому к монтажу данного элемента электротехнической сети предъявляются особые требования.

Требования к электрическим распределительным щиткам

Не говоря об эстетической стороне вопроса, рекомендуется основательно подойти к выбору модели электрощитка. Соблюдение всех требований значительно упростит жизнь, а диалоги с проверяющими инстанциями сведутся к минимуму. Щиток должен иметь:

  • Сертификат соответствия качества, пожарный сертификат;
  • Технический паспорт, в котором прописаны все элементы внутреннего содержания, их количество и номинальный ток;
  • Маркировку на корпусе с указанием напряжения;
  • Заземление, как корпуса, так и дверцы.

Кроме того, материал корпуса щитка должен быть с защитным слоем, не пропускающим электрический ток. Все провода внутренней начинки и соединительные, а также шины, должны иметь маркировку подключения. Устройство дверцы должно позволять свободную установку пломбы.

Подбирая щиток для квартиры, учитывайте, что на заземляющие и нулевые клеммы нельзя фиксировать более 1 провода. Поэтому их количество должно несколько превышать необходимое на данный момент, чтобы позволить увеличить количество подключений в будущем, если возникнет такая необходимость.

Характеристики

Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода. Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем.

Характеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ:

В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины. Такая схема считается наиболее безопасной, поскольку нулевая и заземляющая шина отделены непосредственно на вводе устройства в помещение.

Во втором варианте представлена устаревшая, но популярная схема по типу TN-C. В данном случае заземление не представлено отдельным проводником, а в самом в щитке есть исключительно нулевая шина. Здесь также соединять землю и ноль нельзя. Поэтому здесь понятия «земля» в его привычном представлении нет.

Этажный щиток без шины рабочего нуля (+фото) ???

Всё правильно…., по крайней мере в монтаже щитка…

Это как это нету? Если в стояке 5 фидеров… Защитный ноль (PE) выведен на корпус щитка, а рабочий (N-нейтраль) надо тогда брать из ореха — если квартира одна то его шину смысла делать не имеет, тк как идти должен через вводной четырёхполюсный автомат. Если несколько квартир, то всё равно из ореха берут несколько проводов… (Если в щитке автоматы от строителей, то им надо бить морду…..тк поставили трёх полюсные — а по правилам ноль тоже должен отключаться)

Правильно… только для правильной прозвонки придётся отключить и фазы и ноль

Вот я и говорю, что похоже забыли взять нейтраль от ореха…. или при подключении щитка просто потеряли её…

При включении прибора моментально сработает УЗО.

Правило!!! — PE (земля, защитный нулевой проводник) и N -нейтраль — разные провода и нигде где ты можешь это видеть не соединяются. (Соединяются на вводе дома, или еще дальше — на трансформаторной подстанции — поверь, так надо и так безопасно…)

Не забивай голову дурью Никто не перепутает и ничего никуда не попадёт. Наколбасить можешь только ты и твои электрики на вводе или внутри квартиры…

Обязательно промаркировать провода термоусадочными трубками соответствующих цветов (или изолентой, но она потом отвалится) + промаркировать куда идут. Так как есть конечно работать будет, но ты заказывал щиток в соответствии с ПУЭ, а не халтуру….

А где автоматы и проводка других квартир? Может у них отдельные стояки?

Коротко о конструкции и принципе работы

Если внимательно посмотреть на фотографию нулевой шины, то можно увидеть токопроводящую жилу из электротехнической меди или латуни на пластмассовом основании. Каждая мини шина отделяется от соседней прозрачной пластиной, гарантируя безопасность и изоляцию.

Отверстия и зажимные болты в конструкции предназначены для закрепления проводников и их безопасной разводки, а посредством пластмассового корпуса устройство фиксируется на DIN рейке.

Длина изделия зависит от количества имеющихся монтажных отверстий, однако несмотря на разницу в зажимных болтах, шина всегда монолитна, что упрощает обслуживание, повышает безопасность и надежность креплений.

Также шины заземления различаются по наличию корпуса:

Нулевые шины с корпусом внутри не отличаются от “оголенных” аналогов, а внешне заключены в специальный пластмассовый блок, который в большинстве случаев с трех сторон выполнен из непрозрачного белого пластика, а с лицевой стороны с прозрачной синеватой крышкой.

Определить данное устройство заземление легко в щитке не только по продолговатой форме, но и обязательному наличию на корпусе, основании синего или голубого цвета – явного указателя на нулевой тип элемента электросети.

Секреты и нормы монтажа

При установке нулевой шины может быть использован один из нескольких возможных типов монтажа (соответствующий прописывается в инструкции):

  • На изолятор, винтовой по центру или по краям;
  • Винтовой;
  • На рейку DIN;
  • На G-рейку.

В свою очередь, изоляторы нулевой шины могут отсутствовать или быть корпусным, типа “стойка”, комбинированным, одиночным или двойным угловым (типа ” ножка”).

Также монтаж бывает закрытым (например, для мощного или важного оборудования, чтобы исключить возможность злонамеренной порчи шины) и открытым (когда отсутствует риск взлома или порчи агрегата).

Ниже представлена подробная инструкция, как подключить нулевую шину, сопровождаемая пошаговыми фотографиями:

  • Как удобно размотать бухту кабеля на объекте при электромонтаже
  • Электрические кабели. Назначение и критерии выбора

  • Наружная прокладка кабеля в гофре

  • Ознакомиться с подходящей схемой подключения щитка, найти нулевую шину на изображении (иконка повторяет общий вид устройства с пометкой “N”).
  • Обесточить электрический щиток, выкрутив все находящиеся пробки или поставив автоматы в неработающее положение.
  • Проверить отсутствие напряжения, поднеся к вводным проводникам индикаторную отвертку или мультиметр.
  • Определить место для размещения шины в зависимости от ее конструктивных особенностей (если предусмотрена фиксация к специальным планкам, то установите необходимые в щитке, если нет – крепите через изоляторы на свободное место).
  • Установить на DIN или G планку, воспользовавшись специальными фиксаторами, или непосредственно в щиток, используя винтовой тип монтажа с центра или боков (где размещен изолятор).
  • Проверить надежность креплений, попробовав “расшатать” установленную конструкцию.
  • Подключить проводник, идущий из устройства защитного отключения в один из зажимных болтов шины.
  • Если в цепи предусмотрено два и более устройства защитного подключения, то каждый из них последовательно соединяется с шиной.
  • Соединить нулевые проводники, идущие от автоматов каждой ветки сети, с соответствующей клеммой нулевого защитного устройства.
  • Общий “ноль” сети соединить с крайним зажимом на нулевой шине.
  • Проверить правильность и качество всех произведенных соединений.
  • Включить подачу электричества.

В процессе работы важно следовать правилам техники безопасности:

  • Монтировать только при отсутствии тока в жилах;
  • Использовать специальные зажимы, клеммы, а не самодельные “скрутки”;
  • Обеспечить хороший контакт проводов, при необходимости подрезать и зачистить их концы;
  • Не допускать наложения, скруток, обломов и преломления проводов;
  • Не пренебрегать маркировкой проводников любым доступным способом (цветом, подписью, знаками).

Нулевая линия – неотъемлемая часть любой электрической сети, поэтому важно правильно организовать ее функционирование внутри щитка. Нулевая шина обеспечит порядок и возможность последовательного подключения всех контактов, чтобы обеспечить безопасное, комфортное и полноценное пользование электроэнергией.

Технические характеристики

Шина заземления в обязательном порядке устанавливается внутри электрического щитка и подсоединяется к контуру действующего заземления.

Благодаря своим основным техническим характеристикам, такой элемент применяется в качестве проводника между заземляющей системой и штекерной частью технической установки. Внутри вводных устройств, как правило, используются шины заземления типа «РЕ».

Шина заземления с проводами заземления

В таких условиях заземляющий проводник должен обладать соответствующим сечением:

  • медные проводники — 1,1 см и более;
  • алюминиевые проводники — около 1,7 см и более;
  • стальные проводники — 7,5 см и более.

Показатели сечения устанавливаемой заземляющей шины должны соответствовать параметрам проводника.

Тип шиныСечение проводникаТокКоличество отверстий под крепежиКоличество зажимовРазмеры
РЕ 6/11,5-16 мм263 А166х9х46 мм
РЕ 8/11,5-16 мм263 А186х9х58 мм
РЕ 8/21,5-16 мм263 А286х9х64 мм
РЕ 10/21,5-16 мм263 А1106х9х70 мм
РЕ 10/11,5-16 мм263 А2106х9х76 мм
РЕ 12/11,5-16 мм263 А1126х9х82 мм
РЕ 12/21,5-16 мм263 А2126х9х89 мм
РЕ 14/11,5-16 мм263 А1146х9х95 мм
РЕ 14/21,5-16 мм263 А2146х9х102 мм
РЕ 16/11,5-16 мм263 А1166х9х107 мм
РЕ 16/21,5-16 мм263 А2166х9х114 мм
РЕ 18/11,5-16 мм263 А1186х9х119 мм
РЕ 18/21,5-16 мм263 А2186х9х126 мм
РЕ 20/11,5-16 мм263 А1206х9х132 мм
РЕ 20/21,5-16 мм263 А2206х9х138 мм
РЕ 24/21,5-16 мм263 А2246х9х163 мм

Заземляющая шина бывает нулевой рабочей «N» и защитной типа «РЕ», но установка такого устройства должна осуществляться специалистами, что сделает эксплуатацию не только долговечной, но и безопасной.

Виды соединительных шин для электропроводки дома

Если вы хотите подобрать подходящую соединительную шину для проводки своего дома, одних знаний параметров будет недостаточно. Следует также разбираться в типах этих устройств. Соединительные шины отличаются с точки зрения конструкции, распределения контактов, а также применения в выбранных условиях. Например:

  • Гребенчатая проволочная шина — используется для горизонтального и вертикального соединения выключателей остаточного тока и максимального тока. На рынке можно найти устройства с 1-м, 2-мя, 3-мя и даже четырьмя полюсами. Следует отметить, что этот тип соединительных шин также существует в двух- и трехрядном исполнении, а также в виде штифтов — они отличаются возможностью простым и быстрым монтажом и усиленной конструкцией;
  • Терминальные шины — это особые вилочные соединения, которые обычно изготавливаются из меди. Их устанавливают с разветвленным подключением к главной цепи. Этот тип шин может продаваться в одно-, двух- и трехфазной форме — когда речь идет о количестве модулей, продукт продается в короткой модели (от 4 до 12 модулей) и длинной (количество модулей часто превышает 50). Лопастные шины обычно имеют защитное изоляционное покрытие, поэтому их можно успешно использовать как часть электроустановки в быту, а также в промышленности или даже в строительстве;
  • Стержневые шины — в них контакты имеют форму палочек (по форме напоминающих стержни), у этих типов соединительных шин, обычно, предусмотрено большое количество модулей, они также относительно длинные. Вот почему их часто применяют в промышленности, металлургии и строительстве. Сращивание штифтов присутствует на рынке в вертикальном, горизонтальном, одиночном и нескольких рядах, а также имеет несколько фаз. Имейте ввиду, что некоторые модели не подходят для работы с устройствами, имеющими дополнительные контакты и тип дорожек.

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Наверняка вы не знаете:

  • Что такое ГЗШ в электрике
  • Для чего нужен кросс-модуль
  • Чем опасен обрыв нулевого провода

Какого производителя выбрать

На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.

Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.

Нулевые шины в щитке лучше делать по две!

28 Янв 2021 Сборка щитов

Всем привет, сегодня статья по практическому опыту сборки электрощитов от опытного электрика-практика Сергей Панагушина из г. Ижевска. Речь пойдёт о таком нюансе как установка нулевых шинок в щите, Сергей расскажет как лучше делать так, что бы контакт шинки с проводами был наилучшим.

Если вам не трудно- проголосуйте за эту статью Сергея тут- https://vk.com/wall-125051812_548

Просто поставьте лайк.

Итак, слово Сергею:

Здравствуй дорогой читатель! В сегодняшней статье хотел бы поделится парой хитростей которые можно применить при установке автоматов и нулевых шин в щитке.

Итак: шины лучше всего устанавливать не по одной, а по две штуки, так как это показано на фото.

Для чего же это делается? Все очень просто: при такой установке площадь контакта увеличивается и соединение у нас дублируется и если под одним винтом контакт ослабнет, то есть второй контакт и нагреваться такое место контакта не будет, что уменьшает риск выхода из строя системы электрического снабжения.

При установке соединительных шин на автоматические выключатели изолированную часть можно обмотать изоляционной лентой вместо применения торцевых заглушек. На фото это видно.

Много изоляционной ленты мотать не надо, достаточно 1.5-2 оборота сделать, если сделать больше то шина в клеммы автомата будет заходить не полностью что может так же сказаться пагубно на работе системы электрического снабжения. Делается это для того, что бы не устроить аварию если в щитке придется производить работы с частично снятым напряжением.

P.S. Изоляционную ленту так же иногда применяю как сигнализатор нагрева шин. Например в щитовой, наматываем на шину изоляционную ленту и периодически при снятии показаний в эл.щитовой смотрим на состояние изоляционной ленты

Если она начинает скукоживаться, то это говорит о том что, в этом месте идет нагрев и нужно разбираться… Спасибо за внимание!

Видео от Сергея Панагушина:

Сборка 1-фазного щит: Вместо УЗО- дифавтомат. 4 дифа на 4 группы.

Очумелые ручки: “гребёнка” из провода:

Очумелые ручки: Переборка нулевой шины:

Преимущества и недостатки

Сначала поговорим о достоинствах соединительной шины для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие плюсы при монтаже электропроводки:

  1. Более качественное соединение коммутационной аппаратуры. Если подключение перемычек представлено двумя концами провода в одном зажиме, то применение гребенчатой шины сокращает это значение в 2 раза, что положительно отображается на качестве контакта.
  2. Как мы уже сказали, соединительная гребенка доя автоматов способна выдержать до 63 А. Сделать шлейф из провода, сечением 16 мм.кв. будет гораздо сложнее.
  3. Разводка проводки в щите с применением распределительной шины выглядит более аккуратной, что видно на фото ниже:

Что касается недостатков, они следующие:

  1. Не всегда возможно подключить автоматы от разных производителей. Дело в том, что различные фирмы могут выпускать модульные коммутационные изделия разной высоты. В итоге, отвод не всегда достает до разъема для подключения АВ меньшего размера.
  2. Более проблематичная замена автоматических выключателей в щитке. Чтобы заменить один аппарат придется ослабить соединительную шину на всех разъемах, иначе поднять ее выше не получится, а без этого автомат не достать.
  3. Если возникает необходимость добавления еще одного АВ в щиток, придется либо менять гребенку полностью, либо подключать его перемычкой, что негативно повлияет на эстетический вид электрощитка. К тому же при замене придется отключить напряжение на всех питающих линиях, что иногда весьма нежелательно, особенно на производстве.

Кстати, соединительная шина гребенка может использовать для подключения не только автоматических выключателей, но и УЗО, а также дифавтоматов. О том, как подключить данный соединитель в щитке, мы расскажем далее.

Установка

Организовать установку заземляющей шины можно несколькими способами, но наиболее востребованными является монтаж в электрическом щитке и снаружи шкафа.

Монтаж в щитке

Шкафы с установленной шиной можно размещать на фасадной части домовладения или в специальном, отдельно стоящем щитовом помещении. Для наружного или уличного расположения подходят щитки, корпус которых промаркирован индексом IР. Монтаж заземляющего устройства предполагает выполнение следующих мероприятий:

  • фиксация главной шины заземления болтовым соединением на корпусе стального щитка;
  • подсоединение защитного элемента к рейке «ноль» при помощи перемычки из стали или меди;
  • размеры устанавливаемого элемента должны быть сопоставимыми с показателями сечения проводников «защита» и «ноль».

Схема заземления

Следует отметить, что правила размещения заземляющей шины и других элементов внутри электрического щитка нормативными документами не оговариваются.

Устанавливаемая внутри щитка медная заземляющая пластина РЕ должна иметь минимальное сечение 10 мм2, а стальная — не менее 75 мм2.

Монтаж вне щитка

Наружная установка планки заземляющей шины выполняется на участках, имеющих достаточную защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц. Фиксация осуществляется прочными изоляторами.

Сборка и монтаж электрических щитов. Схема подключения кабелей

К числу наиболее удобных вариантов наружного обустройства заземляющей шины относится применение специальных DIN-реек.

Достаточно распространённый способ, используемый для сопряжения отдельных элементов заземляющей шины — сварка, которая полностью соответствует всем требованиям ГОСТа по обустройству надежных и безопасных контактов.

Щиток электрический под счетчик и автоматы: выбор места установки

Начнём с самой простой части — где разместить распределительный щит в квартире? Удобнее всего расположить его возле входной двери в прихожей. В этом случае не придётся далеко тянуть питающий кабель с площадки. Самый оптимальный вариант по высоте — на уровне глаз взрослого человека. И показания счётчика удобно снимать, и отключить автоматы при необходимости.

Для сторонников запихать всё под потолок, «для пущей безопасности, как мол раньше счётчики вешали», скажем следующее. Старые электросчётчики с предохранителями-пробками монтировались просто на стену без ящиков, потому и вешались под потолок.

Современный электрощит имеет прочный корпус и запирается на замок, так что дети туда не влезут, если вы не бросите ключ на видном месте.

При выборе места монтажа щитка в частном доме или коттедже, нужно учитывать где и как заведён или будет заводиться кабель от ВЛ или подземной питающей линии. Данные по наружным сетям можно взять у местного энергосбыта.

Купить готовый или собрать электрощиток своими руками

Как поётся в старой песенке «до чего дошёл прогресс», что можно купить готовый щиток с полной начинкой или собрать готовый. Если ваш электрик предлагает такую конструкцию «фирменной» сборки, то не пугайтесь. Щиты собирают предприятия и электромонтажные фирмы, в том числе и под заказ или для типовых проектов квартирной проводки.

Основной момент, который нужно уточнить — работал ли с готовыми щитами ваш мастер раньше или это первый опыт. Если он установил десяток-другой таких сборок и знает их особенности, то смело соглашайтесь. Но если вы «подопытный кролик» для первого эксперимента — отказывайтесь. Пусть лучше собирает сам, ручками, по старинке.

Маркировка электрических шин

Маркировка нулевых шин

Нанесение цветовой маркировки на электротехнические шины регламентировано действующими стандартами. Соблюдение их требований является обязательным для каждого производителя. Нанесение маркировки может осуществляться как на этапе производства, так и после его завершения. В первом случае используется цветная изоляция, во втором – цветная изоляционная лента, указывающая на разные фазы проводника.

Цветовое обозначение шин позволяет точно определить их тип и назначение:

  • Заземляющий проводник отмечен желтым и зеленым цветами в виде чередующихся продольных полос.
  • Нейтральный и рабочий проводник обозначен с помощью синего цвета.
  • Соединение проводников подразумевает использование всех трех оттенков в разных вариантах: изоляция с продольными желтыми и зелеными полосами и синей линией на конце либо синяя изоляция с желто-зеленой полосой в местах соединений и на концах проводника.

Согласно требованиям действующих стандартов, одновременно с цветовой маркировкой проводников для сетей переменного тока используется следующее буквенное обозначение проводников:

  • в однофазной сети – L;
  • в трехфазной сети – L с цифрами от 1 до 3;
  • средний – М;
  • нейтральный, или нулевой – N;
  • заземляющий – PE;
  • совмещенный рабочий и нулевой – PEN (сочетание обозначений каждого из использованных проводников).

Модели для сетей постоянного тока маркируются литерой L со знаком + или -, соответственно – положительный или отрицательный проводник.

Соединение автоматических выключателей в РЩ перемычками из проводов

Соединения выключателей проводами более трудоемкий, но дешевый процесс, есть два эффективных способа установки перемычек:

  • Провода соответствующего сечения нарезаются на отрезки достаточной длины для соединения двух рядом расположенных автоматов. Изоляция с концов отрезков снимается на 8 – 10 мм, этого вполне достаточно для обеспечения надежного контакта, оголенная часть провода не должна выступать за пределы корпуса автоматического выключателя.
  • Второй способ, когда проводник не режется на отрезки, в местах соединения снимается изоляция 1.5 – 2 см складывается пополам. В таком виде зачищенный участок вставляется в клеммное отверстие и зажимается винтом.


Перемычки можно выполнять многожильными гибкими и жесткими одинарными проводами.

Совет №2 Есть специализированные наконечники для опрессовки концов многожильных перемычек, которые легко обжимаются специальными клещами, в крайнем случае можно зажать пассатижами.

Как подключить несколько автоматов

Выбор схемы определяется особенностям конкретной электрической сети. Наиболее простой способ – установить одно УЗО сразу после счетчика. Более безопасный вариант – подключить защитные аппараты на индивидуальных линиях. При сбое одного устройства остальные останутся в рабочем состоянии. Реализация второй схемы требует использования габаритного щитка.

Простая схема

На примере удобно рассмотреть однофазную схему, применяемую для большинства квартир многоэтажных домов. На входе установлен двухполюсный автомат включения, подсоединяющий УЗО. Шина «0» в электрощите обозначена маркировкой «N». Двухполюсное устройство защитного отключения подключено к двум однополюсным автоматам. Выход отдельных автоматов позволяет параллельно подвести нагрузки.

Фаза, подключенная к автомату включения, заходит на вход УЗО с выводом на рубильники. Нулевой выход с автомата направляется к соответствующей шине, затем на вход подключенного аппарата. Нулевой провод, выходящий из оборудования потребителя, направляется ко второй нулевой клемме. Наличие дополнительной шины «0» позволяет УЗО контролировать входящее и выходящее напряжение.

Если подключено два УЗО, латунных колодок потребуется три: основная шина нулевая с маркировкой N1 и бруски N2, N3 для устройств защитного отключения. Заземляют УЗО к дополнительному элементу электрощита – шине «P».

Подготовка к установке распределительного щита

Необходимо сделать перед сборкой:

  • Выбрать электрощит в соответствии с типом .
  • Рассчитать общую нагрузку по мощности каждой группы.
  • Рассчитать нагрузки на каждую группу по мощности каждого прибора.
  • Продумать места, в которых требуется работа .

Лучше иметь запасные места для дополнительных УЗО, в частном доме это может пригодиться.

Полный список оборудования:

  • Однотарифный электросчетчик классом точности от 2.
  • Вводный автомат 32 А.
  • Двухполюсный на 16 А, 2 штуки.
  • Однополюсный резервный, 2 штуки.

Все материалы для сборки могут обойтись Вам от 2000 рублей.

При покупке электрощита не экономьте

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]